Миграционная повестка дня не была заметной в ходе избирательной кампании в России

Состоявшиеся в России выборы на разных уровнях и, конечно, прежде всего, в Государственную Думу, принесли с собой определенные изменения в политическом ландшафте, но это мало коснется сферы миграции.

Миграционная повестка дня в ходе предвыборной кампании в целом была представлена очень слабо. Очевидно, так вышло в силу ее чрезвычайной сложности и чувствительности. Однако тема миграции сама напомнила о себе перед выборами чередой сообщений о столкновениях между различными группировками мигрантов и криминальных событиях, с ними связанными. В связи с этими фактами некоторые политические лидеры даже сделали заявления, MEDIA-MIG писал об этом. В большинстве случаев это была непосредственная реакция на события, формулировавшаяся с явной оглядкой на предвыборную ситуацию и с налетом популизма, о чем в один голос говорили наши эксперты.

Чаще всего представители партий описывали мигрантскую среду как  криминогенную, речь шла об отрицательном, по мнению спикеров, влиянии мигрантов на состояние российского рынка труда. Звучали призывы усилить миграционную службу, хотя ее функции с 2016 г. переданы МВД, о чем, видимо, не было известно инициаторам таких предложений. Сергей Миронов из «Справедливой России» настаивал на отмене безвизового режима со странами Средней Азии. По его мнению, это единственный способ избежать «миграционной катастрофы».

Не столько о миграционной политике, сколько о реформировании службы занятости в феврале 2021 г. рассказывал руководитель фракции «Единой России» в Госдуме VII созыва Сергей Неверов: «В первую очередь мы предлагаем развитие электронной формы предоставления госуслуг в сфере занятости. Также необходимо расширить функционал платформы «Работа в России». Это позволит резко сократить перечень документов, которые необходимо сегодня людям подавать в службы занятости». По словам Сергея Неверова, «Единая Россия» хотела бы обеспечить межрегиональное взаимодействие и сменить внешнюю трудовую миграцию на внутреннюю, то есть обеспечить работой граждан России.

А уже накануне выборов представляющий «Единую Россию» Виктор Водолацкий, первый заместитель Комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками, сообщил журналистам, что, по его мнению, «что касается мигрантов, которые сегодня работают на территории РФ, то здесь тоже нужно менять законодательство, чтобы работодатель (будь то аграрный сектор или сектор ЖКХ) нес стопроцентную ответственность за своего трудового мигранта, начиная от страховки, от его рабочего места, от вопросов его перемещения в РФ и обратно на территорию той страны, откуда он прибыл. Это нужно для того, чтобы не было конфликтов, которые сегодня происходят, например, в Подмосковье, когда группировки делят неформально трудовой рынок, что вносит определенный дискомфорт в гражданское общество. Нужно менять законодательство, ужесточая вопросы ответственности лиц, которые отвечают за это направление. Работодатель будет понимать, что он должен вести и профилактическую работу, и надзорную работу — не по факту свершившегося преступления, а с целью профилактики. Также должна быть увеличена миграционная служба для того, чтобы на территориях, где компактно сегодня находятся трудовые мигранты, создавать подразделения, которые будут выявлять нежелательные элементы, выдворять и решать вопросы безопасности в том числе граждан РФ».

Что касается доктринальных предвыборных партийных документов 14 партий, принимавших участие в предвыборной кампании, то миграционная политика хотя бы как-то нашла отражение только в трех программах. Либерал-демократы, в частности, планировали усилить борьбу с нелегальной миграцией, установить запрет на въезд в Россию для тех, кто дважды нарушал миграционное законодательство, создать единый федеральный центр подбора вакансий, запретить въезд трудовых мигрантов, пока не будут трудоустроены все граждане России. Две другие партии, отметившиеся на поле миграции,  «Яблоко» и РПСС, до Госдумы не дошли, да и программы их в этой части были не более, чем декларацией в стиле  «за все хорошее против всего плохого» .

По факту предвыборный спурт не стал временем мозгового штурма по вопросам миграционной политики в РФ и не принес никаких прорывных предложений или комплексных решений в сфере миграции в России, кроме ныне реализуемых. Очевидно, что новый состав Государственной Думы никаких резких движений в этой сфере делать не будет, но продолжит в уже намеченных направлениях. И это в целом можно считать положительным итогом, поскольку означает продолжение уже начатой конструктивной работы.

В первую очередь будет иметь место оптимизация законодательства. Так, недавно представленный МВД РФ проект обновлений в законодательстве о миграции, как считают многие, и в том числе руководитель экспертного совета ГК «Аксиома», кандидат исторических наук Дмитрий Исповедников, «нацелен на повышение миграционных стандартов и укрепление двух оснований нового миграционного режима: упрощение процедур легализации в РФ при усиленном надзоре за всей сферой. Как итог, для желательных групп иностранных граждан российское законодательство смягчается, для прочих — ужесточается».

Цифровизация всех бюрократических и информационных процессов, включая поиск работы, дактилоскопию, выдачу мигрантам электронных карт, изменение структуры режимов пребывания трудовых мигрантов в России, подписание ими так называемого соглашения о лояльности — по сути, информированного согласия с тем, что приехавший на работу человек знает российские законы и готов их соблюдать — это основные планируемые властями нововведения, которые будут реализованы после выборов.

Нет пока решений по поддержке рынка труда, отраслевое сообщество такие решения только ищет. На международном экспертном отраслевом круглом столе, который недавно провел MEDIA-MIG, спикеры говорили о проблеме теневого рынка труда с участием мигрантов: приехав на работу по приглашению какого-то работодателя и оформив с его помощью и за его счет разрешительные документы, мигранты нередко довольно быстро переходят на другое место работы, скажем, уходят со стройки в сферу услуг, пропадая нередко с радаров МВД и вообще выпадая из статистики. Вместе с ними невидимыми для властей становятся их семьи, которые в итоге не могут легко и просто получить необходимое лечение, их дети, которые нередко вообще не ходят в школы (подробнее об этой проблеме см. эксклюзивный материал Златы Симаш в рубрике «Проблемы»).

Хотелось бы надеяться на то, что в конце концов будут реализовываться варианты ответственности работодателей и приехавших сотрудников, внесение, возможно, изменений в типовые трудовые соглашения с тем, чтобы исключить уход трудовых мигрантов от работодателя при соблюдении всех прав работника.

Нуждаются в отлаживании механизмы организованного и целевого набора, нужно решение по вопросам повышения квалификации мигрантов, их медицинского освидетельствования и обслуживания.

Очевидно, должна быть усилена информационная работа, например, доведение до всеобщего сведения того, что зачинщики и активные участники вызывающих такой бурный резонанс в обществе криминальных столкновений с участием мигрантов несут законное наказание, выдворяются из страны и т. п.

Точно так же необходимо всей силой закона противостоять тем, кто подпитывает нелегальную миграцию уже на российской стороне — владельцам «резиновых» квартир, организаторам фальшивых приглашений — и насыщать публичное пространство информацией о таких судебных процессах и о выносимых приговорах.

Однако самым главным представляется общественный консенсус и понимание того, что миграция — не частный случай, не локальная проблема, а глобальный феномен, который подпитывается развитием технологий, климатическими изменениями, геополитической турбулентностью и давно уже стал неотъемлемым фактором развития любой экономики.

Евгения Шерман

https:

Вернуться назад Версия для печати