«Сближение евразийских проектов»
Китай Евросоюз США Россия

Представив глобальный «не-западный» мега-проект «Нового шелкового пути», Китай открыто демонстрирует поведение сверхдержавы.

Открывавший вместе с председателем Си профильный саммит в Китае В. Путин олицетворял стратегическое партнерство двух стран.

Западные СМИ ответили на событие либо зловещим молчанием, либо критикой и смакованием «противоречий».

Для привыкшей к такому подходу России в этом нет ничего удивительного. Китайцы, тем более, делают свое дело.

Западу же, понятное дело, весьма тревожно наблюдать, как Китай, отбросив привычную «геополитическую раковину», начинает менять «правила игры».

Здесь следует оговориться: «китайская экономика», скажем так, присутствует почти во всем мире.

Китайцы, кажется, сумели достичь невозможного, кое в чем обыграв «западных партнеров» на их собственном поле.

И произошло это путем невиданного исторического парадокса: с помощью организованного «китайским коммунизмом» капиталистического производства.

Выдвинув проект «Нового шелкового пути», Пекин выходит за рамки китайской традиции «проникать незаметно» и «постепенно», фактически, предложив миру альтернативный проект глобализации.

Посему, «налицо» следующее: во-первых, Китай сделала заявку на перехват глобальной экономической инициативы; во-вторых, если учесть, что когда-то американцы, в частности, команда Х. Клинтон, уже пыталась оседлать идею «шелкового пути» как моста из Азии в Европу – «перехваченной» оказалась не только идея, некогда вдохновлявшая Запад и его лидера (США); перехваченным оказался проект, что уже гораздо больше…

(Впрочем, если говорить о «перехвате», то уместно вспомнить, что это американцы пытались перехватить «имманентную» логистическую конструкцию Востока «Шелковый путь», т.е. идею совсем «не-западного» образца – а им не дали…)

Новый проект, являющийся во всех смыслах «коридором» движения китайских товаров в Европу (и европейских – в Азию – но это «во-вторых»), предваряет, безусловно, целый каскад «надстраиваемых» над экономикой смыслов, ряд которых неоднозначно оценивают многие наблюдатели.

(На Западе полагают, что Китай этим проектом, прежде всего, стремится купировать растущую политическую напряженность и «слить» часть незанятого населения).

Движение товаров, денег, инфраструктуры не может не способствовать продвижению политики, влияния, «правил игры» и ряда сопутствующих факторов, в том числе, миграционных.

В целом же, революционным считать этот шаг Китая позволяет констатация, что от «присутствия» (Китай, как уже говорилось, присутствует во многих ключевых экономических зонах мира) Пекин переходит к «формированию» адекватного своим возможностям сверхдержавы, пока еще экономического «пространства». Пространства, где главную роль будут играть его деньги… Ну, а дальше, классика: «кто платит деньги, тот и заказывает музыку» - и было бы очень странно, если бы этой музыкой стал джаз или «Калинка»…

Страны ЕС отказались на саммите подписывать итоговую декларацию, тоже «по традиции» пытаясь стреножить размах Пекина некими выдвинутыми ему условиями.

Проигнорировала саммит и равновеликая Индия, формально – из-за «пакистанской проблемы», реально – все из-за той же геополитической конкуренции.

Естественно, много вопросов (в том числе, в самой России) вызывает роль Москвы, которая вроде бы пока «ни за что» (что, конечно, не так, но отражает глубинные неувязочки между прежними надеждами РФ на экономическое «плечо» Пекина и более скудной реальностью) – открывает Китаю свое негусто заселенное «подбрюшье»...

Россия, при этом, не является участником этого проекта, т.е. официальным партнером китайского «пояса-пути»…)

Т.е., здесь мы очень сталкиваемся с ситуацией, когда политика «все еще больше экономики», с «позиционным» вкладом в будущее…

Расчет одновременно и простой, и сложный: на данный момент Китай нам больше союзник, чем угроза – и первая часть уравнения стоит так дорого, что требует политических подкреплений.

Подкрепили. Выступили на стороне Китая. Конкретные интересы, опять же, на данном этапе, у нас несколько разные: Китай заинтересован в кратчайшем и наиболее «логичном» пути своих товаров в Европу; Россия – еще на «подходах», т.к. прежде всего нам необходимо модернизировать свою транспортную инфраструктуру. («Виноват» ли Китай, что мы не делали это сами и обязан ли откладывать свои намерения? Должен ли он «сначала» вложить деньги «сюда», а «потом» - в свой проект – вопросы очень неоднозначные; большая их часть – должна быть у нас к себе, т.е. к правительству РФ).

В целом же, картина, скорее, благоприятная, чем нет – с точки зрения открывающихся перспектив, где и нам надо поживей «шевелиться».

Главное – Китай не собирается ехать «мимо» России, чего бы ни придумывали наши «незалэжные» братья и «уважаемые западные партнеры».

Значит, «пояс и путь» следует использовать как шанс не просто сблизить, а связать два крупнейших евразийских проекта – свой и китайский. В любом случае – это дело не быстрое…

 

Сергей Бубнов, кандидат философских наук, политолог 

(мнение автора может не совпадать с мнением редакции Портала) 

 

Опубликовал информационно-аналитический портал «Добрососедство»

http://dobro-sosedstvo.ru http://dobrososedstvo.info )

Деятельности информационно-аналитического портала «Добрососедство»

содействует Фонд развития международных связей «Добрососедство»

http://dobrososedstvo.com ) 

Собственная, эксклюзивная информация 

Вернуться назад Версия для печати