Эксперт: Закону об адаптации требуется новое видение

В рамках Проекта «Законодательство для добрососедства» мы продолжаем публикации материалов, которые относятся к данной теме. Надеемся, что они не только послужат юристам, но и покажут нашим читателям СМИ «Добрососедство», что работа по развитию качественных добрососедских отношений ведётся и на правовом фронте.

В рамках этого проекта мы публикуем материал «Разработка проекта Федерального закона «О социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации»: требуется новое видение», который предоставил нам постоянным автор «Добрососедства», профессор кафедры трудового права и права социального обеспечения Московского государственного юридического университета имени О.Е.Кутафина Павел Морозов.  

Юрий Московский,

директор проектов Фонда развития международных связей «Добрососедство»

 

 

Разработка проекта Федерального закона

«О социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации»: требуется новое видение

В последнее время в России в рамках ФАДН России активизировалась работа по подготовке проекта Федерального закона «О социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации», что, несомненно, можно оценить как позитивную тенденцию.

Вместе с тем хотелось, чтобы в нем не было бы тех же самых недочетов, которые имелись в Проекте Федерального закона «О социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации», подготовленном ФМС России в 2014 году.

Данный проект закона ФМС России подвергался справедливой критике, которая, в основном, сводилась либо к вопросам несовершенства юридической техники и нелогичности отдельных его положений, либо к соотношению понятий «адаптация» и « интеграция».

На наш взгляд, в современных условиях требуется кардинально новый подход, суть которого состоит в следующем:

1.Адаптация и интеграция применима не только к иностранным гражданам, но и к их детям.

Действительно, ребенок иностранных граждан также участвует в процессе адаптации и интеграции. Он также ,как и иностранные граждане, включается в социальное и культурное пространство российского общества.

Вместе с тем, никакого упоминания об адаптации и интеграции детей иностранцев в проекте ФМС России не было.

Полагаем, что в новом проекте закона ФАДН РФ должны содержаться положения об адаптации и интеграции детей иностранных граждан, либо эти субъекты должны быть включены в содержание дефиниций «адаптация» и «интеграция». Однако в последнем случае явно потребуется изменение содержания понятий «социальная и культурная адаптация иностранных граждан» и «социальная и культурная интеграция иностранных граждан», как они определялись в законопроекте ФМС России от 2014 года.

В качестве доказательства необходимости решения вопроса адаптации и интеграции детей иностранных граждан в рамках будущего законопроекта приведем Разъяснение Министерство образования и науки Российской Федерации № ИР-535/03 от 28 июня 2012 г, в котором, в частности, отмечается, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами наравне с гражданами Российской Федерации (пункт 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации).

Особо в данном документе формулируется, что, в соответствии с пунктом 1 статьи 28 Конвенции о правах ребенка 1989 года государства-участники признают право ребенка на образование и принимают такие необходимые меры, как введение бесплатного образования и предоставление в случае необходимости финансовой помощи. На основании пункта «е» статьи 3 Конвенции ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования 1960 года, государства, являющиеся сторонниками Конвенции, обязуются предоставлять иностранным гражданам, проживающим на их территории, такой же доступ к образованию, что и своим гражданам.

2.В законопроекте ФМС РФ от 2014 года одним из основных критериев отличия «социальной и культурной адаптации иностранных граждан» от «социальной и культурной интеграции иностранных граждан» было наличие временного пребывания на территории Российской Федерации с целью осуществления трудовой деятельности.

Однако в настоящее время в Трудовом кодексе РФ прямо указывается, что между работником, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства, и работодателем заключается трудовой договор на неопределенный срок, а в случаях, предусмотренных статьей 59 Трудового кодекса РФ, - срочный трудовой договор.

Таким образом, критерий временной трудовой деятельности сейчас теряет свой смысл.


Морозов Павел Евгеньевич (Морозов П.Е.),

доктор юридических наук, Московская Государственная Юридическая Академия(МГЮА) имени О.Е. Кутафина,

 

Опубликован общественно-политический портал "Добрососедство". Мнение автора может не совпадать с мнением редакции, автор отвечает за точность приведенных фактов и оценки. Деятельность эл. СМИ "Добрососедство" поддерживает Фонд развития международных связей "Добрососедство" (www.dobrososedstvo.com) 

Морозов Павел Евгеньевич для СМИ "Добрососедство"

 

 

Вернуться назад Версия для печати