Павел Морозов: О модельном миграционном кодексе стран-участниц СНГ

(Законодательство для Добрососедства) 

(Инновационная методология правового регулирования миграционных отношений как  основа  разработки проекта модельного миграционного кодекса стран-участниц СНГ)

В настоящее время непреложным обстоятельством является тот факт, что правовое регулирование миграционных отношений в  рамках СНГ нуждается в совершенствовании.

Это совершенствование состоит в устранение  проблем, которые существуют в четырех формах:

- недостаточная эффективность некоторых нормативных правовых актов о миграции;

- противоречия  между международными актами( Соглашения о миграции) и национальным законодательством о миграции;

- противоречия между национальными нормативными правовыми актами о миграции;

- пробельность национального миграционного законодательства, проявляющаяся в отсутствии тех или иных правовых норм.

Решение данных проблем видится в принятии модельного миграционного кодекса стран-участниц СНГ.

Вместе с тем,   в этой связи возникает вопрос о том, на основе какой методологии он должен разрабатываться.

В принципе возможны два подхода- традиционный и инновационный. Представляется, что последний  в современных условиях является более оптимальным.

Сущность традиционного подхода состоит в том, что анализируется современное состояние правового регулирования миграционных отношений в рамках СНГ  , выявляются его несовершенства и предлагаются рекомендации по их устранению. Эти предложения затем  могут принять форму правовых норм , которые возможно  войдут в Миграционный кодекс СНГ .

В целом позитивно оценивая этот подход, хотелось бы отметить тот его недостаток , который проявляется в  том, что ученые  имеют дело уже со сложившимся положением вещей, а , следовательно, ограничены рамками существующей проблемы, например, выявить какое-то противоречие и  предложить рекомендации по его устранению.

В противовес традиционному подходу мы предлагаем  инновационный подход, который  подразумевает более широкую сферу деятельности исследователя.

Это проявляется  в следующем:

1.  Соблюдение требований научного  макроуровня.

Ученый исходит из того, что миграция –это объект изучения  различных социальных наук : права, экономики, социологии, статистики, культурологи. Руководствуясь тем, что между этими отраслями знаний существует в данной сфере взаимосвязь, он на фазе замысла предлагает идею, которая является результатом синтеза знаний о миграции  права, экономики, социологии, статистики, культурологи. Самое главное- соблюдение интеграционных связей.

2. Учет  требований конкретной науки , занимающейся вопросами  миграции.

Отметим, что в праве существуют несколько отраслей , нормы которых регулируют миграционные отношения: международное право( публичное и частное), конституционное право, трудовое право, административное право.

При разработке  идеи ученому   на данной стадии необходимо учитывать , что все эти отрасли составляют единую систему с единым в данной сфере  объектом регулирования: миграционные отношения.

Следовательно,  представители науки этих отраслей права должны исходить из того, что требуется комплексный подход при  разработке идеи, который должен базироваться на научных знаниях  науки  международного права, конституционного права, трудового права, административного права.

Полагаем, что этот подход оптимизирует работу по подготовке проекта миграционного кодекса СНГ.

Морозов Павел Евгеньевич (Морозов П.Е.),

доктор юридических наук Московская Государственная Юридическая Академия(МГЮА) имени О.Е. Кутафина, член Научно-экспертного совета ОКС при УФМС по г. Москве

Опубликован общественно-политический портал "Добрососедство". Мнение автора может не совпадать с мнением редакции, автор отвечает за точность приведенных фактов и оценки. Деятельность эл. СМИ "Добрососедство" поддерживает Фонд развития международных связей "Добрососедство" (www.dobrososedstvo.com)

 

 

Морозов Павел Евгеньевич для СМИ "Добрососедство"

Вернуться назад Версия для печати