Евразийская интеграция в социологическом измерении

В рамках проекта «Реальная миграция» мы продолжаем знакомить читателей «Добрососедства» с данными социологических опросов и статистической информации п теме миграции.

 15 ноября в Москве прошла презентация доклада «Интеграционный барометр ЕАБР – 2016», в котором проанализированы новые тенденции в общественном мнении жителей стран СНГ и их отношение к евразийской интеграции. Результаты обсуждали в формате телемоста с экспертами из Астаны, Бишкека, Еревана, Кишинева и Минска. Какие тренды наметились в отношении рядовых граждан к евразийской интеграции?

Основные результаты социологического исследования подвел Игорь Задорин, исполнительный директор Международного исследовательского агентства «Евразийский монитор», выступающего исполнителем проекта. Он выделил «3 линии напряжения» во взаимном восприятии жителей стран СНГ: 1) Армения и Азербайджан; 2) Россия и Украина; 3) Кыргызстан и Таджикистан.

Влияние таких конфликтов на отношение к евразийской интеграции раскрыл президент Армянской ассоциации маркетинга Арам Навасардян. Так, по его мнению, во время обострения конфликта с Азербайджаном «армянское общество ожидало большей поддержки со стороны ближайших партнеров».

Продолжил тему конфликтов советник министра экономики Кыргызстана Жумакадыр Акенеев. По его оценке, конфликт Кыргызстана с Таджикистаном спровоцировали отдельные экономические субъекты, и он является ситуативным, во многом подогревается в информационном пространстве.

Отдельное внимание участники презентации уделили Молдове, в которой президентом стал «пророссийский» политик Игорь Додон. По мнению Игоря Задорина, общественное мнение в Молдове по-прежнему демонстрирует бивекторность – часть граждан ориентирована на Россию, часть – на Европейский союз.

Директор Центра социологических исследований и маркетинга CBS-AXA (Молдова) Ион Жигэу подтвердил, что Молдова находится «на большом геополитическом разломе», причем она «медленно и болезненно уходит на Запад». В этих условиях «резкие» действия нового президента могут дестабилизировать ситуацию.

Молдавский социолог Василий Кантаржи отметил, что по большинству показателей Молдова схожа с Украиной. «Тенденции на отдаление Молдовы от постсоветского пространства обусловлены уже не столько политическими дебатами, а векторами демографии и миграции» – заключил молдавский социолог.

В продолжение темы Игорь Задорин затронул проблему образовательной миграции. Российское образование по-прежнему проигрывает в привлекательности обучению в странах ЕС и США. А сейчас в странах СНГ набирает популярность учеба в Китае.

Комментируя данный вопрос, представитель Центра «Стратегия» (Казахстан) Серик Бейсембаев подчеркнул, что в Казахстане примерно четверть потенциальных учащихся заинтересована в получении образования в России, что является высоким показателем.

Подводя итоги обсуждения, Игорь Задорин отметил, что преимущественное внимание социологов к проблемным факторам является свойством профессии, но «нельзя сказать, что отрицательные тенденции кардинально меняют картину… В большинстве стран ЕАЭС – по-прежнему высокая поддержка евразийской интеграции».

Общий итог исследования, по мнению российского социолога, заключается в том, что общество в странах СНГ по-разному реагирует на кризисные тенденции. В Армении, Украине, и в определенной степени в Кыргызстане экономический кризис провоцирует размежевание населения по геополитической ориентации. В то же время, несмотря на кризисный год, запрос на евразийскую интеграцию в Беларуси, России и Казахстане по-прежнему высок.

По данным этого исследования, средний класс стран Евразийского экономического союза предпочитает учить детей в России

Евразийская экономическая интеграция по-прежнему востребована со стороны населения государств - членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС): её поддерживает более 60% граждан Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и России, причем среди представителей среднего класса уровень этой поддержки выше. К примеру, в Казахстане это 76% материально обеспеченных граждан, в Беларуси - 74%.

Этим, по данным исследования «Интеграционного барометра ЕАБР» 2016 года, объясняется высокий уровень академической мобильности в ЕАЭС. По данным ФГАНУ «Социоцентр», суммарная доля граждан ЕАЭС, обучающихся в российских вузах, в 2014/15 учебном году по очной форме составила около 22% от всех иностранных граждан. Всего граждан ЕАЭС, обучающихся в российских вузах очно - 45 416 и заочно - 57 575 человек. Динамика среднего ежегодного роста числа студентов из стран ЕАЭС в 2009-2015 годах составляет около 15%, что превышает средний темп роста иностранных студентов в России (8%). Но в 2014/15 учебном году был зафиксирован рост в 18,1%.

Оценочно студенты из стран ЕАЭС, обучавшиеся в России, потратили 11 302,6 млн руб. (на проживание, питание, досуг, транспорт, мобильную связь и другие бытовые расходы), не считая оплаты за обучение. И в лице этих студентов российская экономика получила дополнительных потребителей.

Очевидно, что интеграционные процессы, активно развивающиеся в последний год, стали катализатором роста и числа студентов из стран ЕАЭС. Наибольшее число студентов из стран ЕАЭС составляют граждане Казахстана, а наименьшее - Республики Армения. Таким образом, средний класс «голосует ногами» за российское образование.

Высокая доля граждан стран ЕАЭС в российских вузах и ежегодный рост численности студентов из стран ЕАЭСобъясняются влиянием нескольких ключевых факторов. Среди них можно отметить следующие: обеспечение равных прав на образование и его доступность всем лицам, проживающим на территории стран ЕАЭС; единое языковое пространство; наличие Соглашения о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и ученых званиях в Евразийском экономическом сообществе от 31.05.2013 года; безвизовое передвижение граждан государств ЕАЭС; функционирование совместных университетов: Российско-Армянский (Славянский) университет (Ереван) открыт в 1999 году, Белорусско-Российский университет (Могилев) открыт в 2003 году; открытие и функционирование филиалов российских государственных и негосударственных вузов в странах ЕАЭС; более высокие показатели российских вузов в топ-100 мировых рейтингов по сравнению с национальными вузами стран ЕАЭС (исключение - вузы Республики Казахстан: Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева и Казахский национальный университет им. аль-Фараби); ежегодные выделения квот для граждан стран ЕАЭС в рамках постановления правительства России от 8.10.2013 года № 891 «Об установлении квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».

По данным ФМС России, всего из стран ЕАЭС в 2015 году прибыло 155 206 человек, миграционный прирост составил 70 144. Наибольшее число прибыло из Казахстана (65 750) в 2015 году, наименьшее - из Беларуси (17 741). Большая часть граждан ЕАЭС, прибывших в Российскую Федерацию (118 тыс., то есть 76%), находится в трудоспособном возрасте.

Образовательный уровень мигрантов из ЕАЭС в целом невысокий, их массовая занятость преобладает в неквалифицированном сегменте в строительстве, торговле, сфере услуг, сельском хозяйстве, обрабатывающих производствах, добыче полезных ископаемых, транспорте и связи. Это связано с тем, что российский рынок труда предъявляет огромный спрос на неквалифицированный труд в этих сферах деятельности. Среди мигрантов, прибывших из стран ЕАЭС в 2015 году, только 19% имеют высшее образование, поэтому образовательная миграция пока не оказывает существенного влияния на трудовую миграцию из стран ЕАЭС.

С восстановлением российской экономики для обеспечения экономического роста потребность России в привлечении трудовых мигрантов, в том числе с высшим образованием из стран ЕАЭС, будет возрастать. Этому способствует как равный доступ к рынку труда в России, так и другие преференции для граждан стран ЕАЭС.

На сегодняшний день Россия остается региональным центром академической мобильности для граждан из стран ЕАЭС: абитуриенты из стран ЕАЭС представляют существенную группу иностранных студентов, обучающихся в российских вузах. Но сохранение позиций российского образования в ЕАЭС потребует значительных усилий всех заинтересованных сторон: российских вузов, министерств и ведомств, политических элит.

В числе первоочередных мер, по мнению исследователей, необходимо обновление законодательной базы сотрудничества в многостороннем формате, запуск Сетевого Евразийского университета, включение в число статистических показателей, собираемых и публикуемых Евразийской экономической комиссией, показателей по образованию: численность выпускников национальных школ, национальных вузов, студентов по различным уровням обучения - своих и из стран ЕАЭС, обучающихся в национальных университетах, квот и стипендий, предоставляемых гражданам ЕАЭС.

По материалам: 

- «Региональный центр академической мобильности» /НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА /22.11, Гульнара Краснова

- «Социологи измерили уровень поддержки евразийской интеграции» /ЕВРАЗИЯ. ЭКСПЕРТ/ 21.11, Павел Воробьёв 

Юрий Московский, директор проектов Фонда развития международных связей «Добрососедство»

Вернуться назад Версия для печати