Павел Морозов: О совершенствовании Положения о Главном управлении по вопросам миграции МВД РФ

Продолжая проект «Законодательство для Добрососедства» мы публикуем очередной материал нашего постоянного автора, профессора кафедры трудового права и права социального обеспечения Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина, члена Научно-экспертного совета при УФМС России по г. Москве, профессора Морозова Павла Евгеньевича, в котором он поднял вопросы совершенствования Положения о Главном управлении по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации и даёт ряд рекомендаций по этому поводу. 

 

Юрий Московский,

директор проектов Фонда развития международных связей «Добрососедство»

(http://dobro-sosedstvo.ru , http://dobrososedstvo.info , http://dobrososedstvo.com)

 

 

О совершенствовании Положения о Главном управлении по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации

 

Юридическая техника Положения о Главном управлении по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации, которое было утверждено Приказом МВД от 15 апреля 2016 года N 192 нуждается в совершенствовании по ряду причин:

1. Противоречивость формулировок некоторых функций Главного управления по вопросам миграции ввиду различного понимания терминов – «контроль», «надзор».

В одних пунктах Положения контроль  приравнивается к надзору, в других же пунктах  контроль и надзор - это разные понятия. Вопрос имеет принципиальное значение с точки зрения того, как  понимать эти две дефиниции.

Так, Главное управление, в частности, выполняет функции головного подразделения Министерства в сфере обеспечения:

«2.5. Осуществления федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции;

2.6. Осуществления в соответствии с законодательством Российской Федерации контроля и надзора в сфере внешней трудовой миграции, привлечения иностранных работников в Российскую Федерацию и трудоустройства граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации».

Думается, что здесь общая проблема, свойственная миграционному законодательству, когда в одних актах «контроль», «надзор»- синонимы (Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"), а в других - разные термины (Трудовой кодекс РФ).

 

Рекомендация: целесообразно придерживаться какой-то одной точки зрения.

2. В Положении используются термины: «иностранные работники», «иностранные граждане и лица без гражданства».

Так, одной из основных функций Главного управления  является «организация и координация деятельности по: оформлению и выдаче работодателям, заказчикам работ (услуг) разрешений на привлечение в Российскую Федерацию и использование иностранных работников, разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства, а также патентов для осуществления иностранными гражданами и лицами без гражданства трудовой деятельности». ( п.10.17.1)

Здесь также общая проблема  законодательства - в Федеральном законе от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" закрепляется термин « иностранный работник», а в Трудовом кодекс РФ – «работники, являющиеся иностранными  гражданами или лицами без гражданства».

 

Рекомендация: целесообразно определиться с подходом. 

3. В Положении закрепляется такая функция Главного управления как «осуществление федерального государственного контроля (надзора):

за соблюдением правил привлечения работодателями и заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российскую Федерацию и использования их труда, за осуществлением трудовой деятельности иностранных работников» (п. 10.17.15.)

Эта норма явно противоречит требованиям Трудового кодекса РФ, так как подразумевает возможность заключения гражданского правового договора с иностранным работником - в Трудовом кодексе РФ указывается:

На трудовые отношения между работником, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства, и работодателем распространяются правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, за исключением случаев, в которых в соответствии с федеральными законами или международными договорами Российской Федерации трудовые отношения с работниками, являющимися иностранными гражданами или лицами без гражданства, регулируются иностранным правом.»

Рекомендация: целесообразно привести в соответствие с Трудовым кодексом РФ.

Павел Морозов

(Морозов Павел Евгеньевич, Морозов П.Е.)

профессор кафедры трудового права и права социального обеспечения Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина, член Научно-экспертного совета ОКС при УФМС России по г.Москве

Материал опубликовало СМИ «Добрососедство» (http://dobro-sosedstvo.ru )

Деятельности портала «Добрососедство» (http://dobro-sosedstvo.ru, http://dobrososedstvo.info ) содействует Фонд развития международных связей «Добрососедство» (ФРМС «Добрососедство») (http://dobrososedstvo.com )

 

По правилам публикаций мнение автора может не совпадать с мнением редакции общественно-политического СМИ «Добрососедство» (Эл №ФС77-31540 от 19 марта 2008г.)

(http://dobro-sosedstvo.ru , http://dobrososedstvo.info )

Вернуться назад Версия для печати