Павел Морозов: О БОЛЬШОМ ЕВРАЗИЙСКОМ ПАРТНЕРСТВЕ

Продолжая проект «Законодательство для Добрососедства» мы публикуем очередной материал нашего постоянного автора, профессора кафедры трудового права и права социального обеспечения Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина, члена Научно-экспертного совета при УФМС России по г. Москве, профессора Морозова Павла Евгеньевича, в котором он рассмотрел некоторые вопросы реализации норм Договора о Евразийском экономическом союзе.

В этом материале он высказал идею о целесообразности объединение усилий ученых – трудовиков, специалистов в области трудовой миграции стран ЕАЭС в целях решения ряда вопросов, относящихся к сфере их компетенции, так как Евразийский экономический союз - это центр формирования нового интеграционного контура.

 Юрий Московский, директор проектов Фонда развития международных связей «Добрососедство»

(http://dobro-sosedstvo.ru, http://dobrososedstvo.info, http://dobrososedstvo.com )

 

 О БОЛЬШОМ ЕВРАЗИЙСКОМ ПАРТНЕРСТВЕ

Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин на пленарном заседании Петербургского международного экономического форума высказал идею создания большого Евразийского партнерства с участием Евразийского экономического союза, Китая, Индии, Пакистана, Ирана, а также стран СНГ, других государств и объединений.

Представляется, что это относится в перспективе к усилению интеграционных связей в сфере труда в общем, и трудовой миграции, в частности, так как иностранные работники являются субъектами трудового права.

Ввиду чего целесообразно объединение усилий ученых – трудовиков, специалистов в области трудовой миграции стран ЕАЭС в целях решения этого вопроса, так как ЕАЭС - это центр формирования нового интеграционного контура.

Осуществление данного научного сотрудничества возможно по нескольким направлениям.

 

Первое направление.

Выявление общего и особенного в сфере правового регулирования отношений в сфере труда в странах ЕАЭС

Трудовое право стран ЕАЭС рассматривается в данном случае как единая система, состоящая из взаимосвязанных элементов - систем национального трудового права каждой страны этой международной организации.

Общее и особенное – это уже свойство данной системы - трудового права стран ЕАЭС , а не отдельных ее элементов.

Следовательно, мы можем говорить о наличии новой модели трудового права - трудового права стран ЕАЭС.

Мы исходим из гносеологического понятия системы, когда учитывается два момента:

1. Объединение элементов системы порождает новое ее свойство, в данном случае - трудовое право стран ЕАЭС, которое характеризуется с позиции общего и особенного.

2.Каждая система должна иметь цель.

Так, например, для всех стран ЕАЭС характерно наличие Трудовых кодексов.

Кроме того, данные кодифицированные акты регулируют во всех государствах трудовые и иные непосредственно связанные отношения, что является общим моментом, свойственным для трудового права стран ЕАЭС.

В ТК Республики Армения содержится статья 6 о регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Трудовой кодекс Республики Беларусь определяет, что он регулирует трудовые отношения, основанные на трудовом договоре, а также отношения, связанные с: 

1) профессиональной подготовкой работников на производстве;

2) деятельностью профсоюзов и объединений нанимателей;

3) ведением коллективных переговоров;

4) взаимоотношениями между работниками (их представителями) и нанимателями;

5) обеспечением занятости;

6) контролем и надзором за соблюдением законодательства о труде;

7) государственным социальным страхованием;

8) рассмотрением трудовых споров.

В статье 1 Трудового кодекса Республики Казахстан отмечается, что трудовые отношения - отношения между работником и работодателем, возникающие при осуществлении прав и обязанностей, предусмотренных трудовым законодательством Республики Казахстан, соглашениями, трудовым, коллективным договорами и актами работодателя; отношения, непосредственно связанные с трудовыми, - отношения, складывающиеся по поводу организации и управления трудом, трудоустройства, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, социального партнерства, заключения коллективных договоров и соглашений, участия работников (представителей работников) в установлении условий труда в предусмотренных настоящим Кодексом случаях, разрешения трудовых споров и контроля за соблюдением трудового законодательства Республики Казахстан.

Трудовое законодательство направлено на создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, а также интересов государства.

Основными задачами трудового законодательства являются правовое регулирование трудовых и непосредственно связанных с ними отношений:

- по организации труда и управлению трудом;

- по трудоустройству у данного работодателя;

- по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров непосредственно у данного работодателя;

- по социальному партнерству между работодателями, работниками и органами государственного управления, местного самоуправления, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;

- по участию представительных органов работников и работодателей в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;

- по материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;

- по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда);

- по разрешению трудовых споров.

 

В статье 1 ТК Российской Федерации, в свою очередь, выделяются 10 видов отношений, которые подразделяются на трудовые и иные непосредственно связанные с ними.

 

Второе направление.

Сравнение трудового права стран ЕАЭС, как единой системы, с точки зрения общих , так и особенных моментов с трудовым правом Вьетнама, Ирана , Китая, Индии и Пакистана.

Общим для трудового права стран ЕАЭС и трудового права этих стран является наличие кодифицированного акта в сфере труда.

Так, в странах ЕАЭС, Вьетнаме, Иране действуют Трудовые кодексы, в Китае - Закон о труде, что, по сути, аналог трудового кодекса только с другим названием.

Интересно и то, что в статье 1 Трудового кодекса Вьетнама от 2012 года указывается, что он регулирует трудовые права ,обязанности работников, работодателей, представительных организаций работников ,представительных организаций работодателей в рамках трудовых отношений и иных отношений непосредственно связанных с трудовыми отношениями.

Закрепление подобного положения свидетельствует об определённой схожести предмета трудового права стран ЕАЭС и Вьетнама.

В свою очередь, в Законе о труде Китая указывается, что он устанавливает защиту законных прав и интересов трудящихся, регулирует трудовые отношения, охраняет трудовой режим социалистической рыночной экономики, содействует экономическому развитию и общественному прогрессу, согласно Конституции.

В данном нормативном правовом акте используется термин « трудовые отношения» , который , на наш взгляд, идентичен дефиниции « индивидуальные и коллективные трудовые отношения» в 4 кодексах стран ЕАЭС.

В Трудовом кодексе Ирана не используется термин трудовые отношения.

Особо хотелось бы выделить специфику трудового законодательства Индии и Пакистана, а, именно, отсутствие единого кодифицированного акта о труде и большое количество трудовых законов. Так, например, в Пакистане – их более 70-ти. Отметим и федеративную систему источников трудового права Индии - каждый штат имеет право издавать свои нормативные правовые акты о труде.

Интересно, что в 2015 году в Индии был разработан проект трудового кодекса, который в настоящий момент пока не принят.

В трудовых законах Индии и Пакистана (Законы: « О фабриках» и «О шахтах») указывается , что они регулируют труд .

Думается, что труд понимается в двух аспектах - индивидуальном и коллективном, так как эти страны восприняли основные положения англосаксонской доктрины трудового права с её делением на индивидуальное и коллективное трудовое право, что роднит подобный подход с трудовыми кодексам тех стран ЕАЭС, где есть градация на индивидуальные и коллективные трудовые отношения.

 

Третье направление.

Сравнение трудового права стран ЕАЭС с трудовым правом стран СНГ, например, Республики Таджикистан.

В Трудовом кодексе этого государства есть статья 2 об источниках регулирования трудовых и связанных с ними отношений.

 

Четвертое направление. 

Выявление общего и особенного в сравнении трудового права стран ЕАЭС и других международных организаций.

 

Пятое направление.

Сравнительный анализ правового регулирования труда иностранных граждан и лиц без гражданства.

Этот этап имеет два подэтапа:

1) выявление общего в данной сфере рамках ЕАЭС и создание единой системы;

2) сравнение этой системы с аналогичным правовым регулированием в других странах.

 

В качестве примера можно привести необходимость решения проблемы унификации правовой терминологии ввиду наличия Договора о ЕАЭС, в котором указывается, что "трудящийся государства-члена" - лицо, являющееся гражданином государства-члена, законно находящееся и на законном основании осуществляющее трудовую деятельность на территории государства трудоустройства, гражданином которого оно не является и в котором постоянно не проживает.

Отметим, что подобного термина нет ни в одном нормативном правовом акте стран ЕАЭС, регулирующих трудовую миграцию. И более того дефиниции в этих актах также отличаются друг от друга.

Например, в Законе Республики Армения «Об иностранцах» используется термин «иностранные лица»: «Иностранные лица имеют право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности, заниматься экономической деятельностью, не запрещенной законодательством Республики Армения, с соблюдением ограничений, установленных законодательством Республики Армения».

В Законе Республики Беларусь «О внешней трудовой миграции» используются следующие термины: «трудящийся-иммигрант - иностранец, не имеющий разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь, въехавший в Республику Беларусь для трудоустройства и осуществления трудовой деятельности по трудовому договору у нанимателя Республики Беларусь либо осуществляющий такую деятельность в Республике Беларусь;

трудящийся-эмигрант - гражданин или иностранец, постоянно проживающие в Республике Беларусь и выезжающие (выехавшие) за пределы Республики Беларусь для трудоустройства и осуществления трудовой деятельности у иностранного нанимателя по трудовому договору».

По закону Республики Казахстан «О миграции населения», разрешение трудовому иммигранту – документу установленной формы, выдаваемый трудовому иммигранту органами внутренних дел для выполнения работ (оказания услуг) у работодателей – физических лиц в домашнем хозяйстве.

В Кыргызской Республике трудящийся-мигрант – лицо, имеющее урегулированный статус и занимающееся трудовой деятельностью в государстве, гражданином которого оно не является.

 

Павел Морозов

(Морозов Павел Евгеньевич, Морозов П.Е.)

профессор кафедры трудового права и права социального обеспечения Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина, член Научно-экспертного совета ОКС при УФМС России по г.Москве

Материал опубликовало СМИ «Добрососедство» (http://dobro-sosedstvo.ru )

Деятельности портала «Добрососедство» (http://dobro-sosedstvo.ru, http://dobrososedstvo.info ) содействует Фонд развития международных связей «Добрососедство» (ФРМС «Добрососедство») (http://dobrososedstvo.com)

 

По правилам публикаций мнение автора может не совпадать с мнением редакции общественно-политического СМИ «Добрососедство» (Эл №ФС77-31540 от 19 марта 2008г.) (http://dobro-sosedstvo.ru, http://dobrososedstvo.info )

http://www.dobro-sosedstvo.ru/dobro/ru/etc/o_54600

 

 

Вернуться назад Версия для печати