О совершенствовании Положения о Главном управлении по вопросам миграции МВД РФ

В рамках Проекта «Законодательство для добрососедства» на портале #Добрососедство мы продолжаем публиковать материалы, направленные на развитие добрососедских правовых отношений в юридической сфере России.

Вниманию наших читателей мы предлагаем очередной документ, который предоставил наш постоянный автор, профессор, доктор юридических наук Морозов Павел Евгеньевич «О совершенствовании Положения о Главном управлении по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации».

Московский Ю.В., 

директор проектов Фонда развития международных связей «Добрососедство» 

 

 

О совершенствовании Положения о Главном управлении по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации

В современных условиях  требуется совершенствование миграционного законодательства.

Юридическая техника Положения о Главном управлении по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации, которое было утверждено Приказом МВД от 13.12.2019 N 940 нуждается в совершенствовании по ряду причин:

1. В Положении используется  термин «миграция». Вместе с тем,  в российском законодательстве не определяется его содержание. Дефиниция « миграция» раскрывается  только в «Глоссарии терминов и понятий, используемых государствами - участниками СНГ в пограничной сфере», который не является источником права.

2. Противоречивость формулировок некоторых функций Главного управления по вопросам миграции ввиду различного понимания терминов – «контроль», «надзор».

В одних пунктах Положения контроль  приравнивается к надзору, в других же пунктах  контроль и надзор - это разные понятия. Вопрос имеет принципиальное значение с точки зрения того, как  понимать эти две дефиниции.

Так, Главное управление, в частности, выполняет функции головного подразделения Министерства в сфере обеспечения:

«2.5. Осуществления федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции;

2.6. Осуществления в соответствии с законодательством Российской Федерации контроля и надзора в сфере внешней трудовой миграции, привлечения иностранных работников в Российскую Федерацию и трудоустройства граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации».

Думается, что здесь общая проблема, свойственная миграционному законодательству, когда в одних актах «контроль», «надзор»- синонимы (Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"), а в других - разные термины (Трудовой кодекс РФ).

Рекомендация: целесообразно придерживаться какой-то одной точки зрения.

3. В Положении используются термины: «иностранные работники», «иностранные граждане и лица без гражданства».

Так, одной из основных функций Главного управления  является «организация и координация деятельности по: оформлению и выдаче работодателям, заказчикам работ (услуг) разрешений на привлечение в Российскую Федерацию и использование иностранных работников, разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства. (П.11.23.17).

Здесь также общая проблема  законодательства : в Федеральном законе от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" закрепляется термин « иностранный работник», а в Трудовом кодексе РФ – «работники, являющиеся иностранными  гражданами или лицами без гражданства».

Морозов П.Е., профессор, доктор юридических наук

Вернуться назад Версия для печати