О российском гражданстве, числе его получивших, и некоторые предложения по совершенствованию законодательства в этом направлении

В рамках Проекта «Реальная миграция» считаем необходимым привести некоторые данные по получению российского гражданства, тем более, что в этом году исполняется 30 лет со дня знаменательной даты.

28 ноября 1991 года Верховным Советом России был принят Закон РСФСР «О гражданстве РСФСР», который используют с момента опубликования — 6 февраля 1992 года.

За период с 1992 по настоящее время российское гражданство получили около 12 миллионов человек, и вопреки ряду уже относительно давних прогнозов, число желающих стать гражданами нашей страны будет только расти, что видно по имеющейся динамике.

Кстати, большинство получивших российское гражданство в этот период русские люди и люди русской культуры, легко влившиеся в российский социум и преумножившие силу и богатство страны.

Приведу ряд данных по получению Гражданства Российской Федерации по годам как со стороны МВД-ФМС-ОВМ МВД России, так и через загранучреждения Российской Федерации 

 

Общее число людей, получивших гражданство Российской Федерации с 1992 года — 2018 год  ( https://sdelanounas.ru/blogs/117852/ )

"Число лиц, получивших гражданство Российской Федерации по линии МВД-ФМС-ОВМ МВД России с 1992 года — 2018 год включительно."


  • 1992 год 1.719 человек
  • 1993 год 11.746 человек
  • 1994 год 180.054 человек
  • 1995 год 471.245 человек
  • 1996 год 326.702 человек
  • 1997 год 326.244 человек
  • 1998 год 353.429 человек
  • 1999 год 300.675 человек
  • 2000 год 332.060 человек
  • 2001 год 359.195 человек
  • 2002 год 272.463 человек
  • 2003 год 31.528 человек
  • 2004 год 330.419 человек
  • 2005 год 504.518 человек
  • 2006 год 366.488 человек
  • 2007 год 367.699 человек
  • 2008 год 361.363 человек
  • 2009 год 394.137 человек
  • 2010 год 111.298 человек
  • 2011 год 134.980 человек
  • 2012 год 95.737 человека
  • 2013 год 135.788 человек
  • 2014 год 157.000 человек
  • 2015 год 209.799 человек
  • 2016 год 265.319 человек
  • 2017 год 257.822 человек
  • 2018 год 269.362 человека

Общая цифра 6 млн. 928 тысяч 789 человек


Число лиц, принятых в гражданство Российской Федерации через загранучреждения Российской Федерации с 1992 по 2017 год.


1992 год 35.209 человек

1993 год 113.684 человека

1994 год 339.262 человека

1995 год 230.714 человека

1996 год 160.974 человека

1997 год 131.171 человек

1998 год 149.270 человек

1999 год 93.567 человек

2000 год 134.464 человека

2001 год 132.873 человека

2002 год 174.117 человек

2003 год 14.700 человек

2004 год 49.100 человек

2005 год 52.000 человек

2006 год 64.200 человек

2007 год 72.400 человек

2008 год 60.800 человек

2009 год 61.200 человек

2010 год 54.300 человек

2011 год 37.000 человек

2012 год 33.500 человек

2013 год 38.100 человек

2014 год 40.600 человек

2015 год 44.300 человек

2016 год 48.900 человек

2017 год 49.200 человек

Итого 2 млн 415 тысяч 605 человек


Таким образом общее количество новых граждан Российской Федерации за период 1992 – 2018 гг. - 9 млн. 344 тысяч 394 человек (данных по загранучреждениям за этот период, к сожалени,ю нет)

 

В дальнейшем численность получивших россиское гражданство продолжало расти, чему не мало способствовали Указ Президента РФ от 29.04.2019 № 187, Указ Президента РФ от 24.04.2019 №183 и Указ Президента РФ №665 от 04.11.2020, согласно которым гражданам непризнанных народных республик Донбасса был открыт путь для получения российского гражданства в упрощенном порядке. Способствовало этому и то, что вернулись к прежнему порядку, когда для получения российского гражданства не требовалось отказаться от предыдущего. Этому способствовало также введение присяги при приёме в Российское гражданство

Благодаря этим изменениям в законодательстве и практике его применения российское гражданство в 2019 году получили почти 498 тысяч иностранцев – на 84% больше, чем в 2018 году, когда гражданами РФ стали 269 тысяч человек по линии МВД.

В 2020 году российское гражданство получили 656,3 тыс. иностранцев, что стало абсолютным рекордом как минимум с 2000 года

Недавно начальник миграционного управления МВД России Валентина Казакова заявила, что с начала года гражданство России получили более 500 тыс. иностранцев (сообщение от 29 сентября 2021 г.) - на РБК: https://www.rbc.ru/society/29/09/2021/6154776c9a79471e8ba4d0cb

 

Таким образом к 2022 году гражданами России стали и станут не менее 12 миллионов человек.

 

Однако эксперты считают, что российское гражданство необходимо и дальше совершенствовать. В частности, следует продолжать изменять российское законодательство в сторону оптимизации получения гражданства Российской Федерации. Эта процедура должна быть ясной, понятной и признаваемой справедливой большинством россиян.

Среди предлагаемых мер.

1. Изменить законодательство РФ в сторону облегчения получения российского гражданства теми, кто является «носителем русского языка» (это несколько иное, чем просто "знающий язык" - языком надо владеть в совершенстве, «думать» на нём). В законодательстве уже есть это понятие.

Для этого возможно принятие внесения изменение в действующий Федеральный закон «О гражданстве», прежде всего:

о носителях русского языка. В нём должно быть учтено введение госпошлины при сдаче соответствующего экзамена перед приходом на комиссию, которые ныне есть во всех регионах РФ. В Законе требуется определить срок, например, от трех месяцев до полугода, в течении которого человек, признанный носителем, получает российское гражданство. То есть предоставлять гражданство "носителям русского языка" безотносительно страны проживания соискателя, а так-же не спрашивая документов о происхождении предков. Главное, чтобы сам претендент был именно «носителем языка» (Следует отметить необходимость увеличения численности имеющихся в регионах комиссий по носителям русского языка и их финансирование из государственного бюджета, например, за счет пошлин, которые должен платить претендент на звание «носителя русского языка»);

-  о «праве происхождения», называемому ещё "правом почвы", по образцу того, что принят в Румынии (в границах на 1940 год) и в ряде других стран, где гражданство может получить любой потомок проживающего на территории этой страны. Вот, приходит, например, человек и говорит: «Я по-русски уже не очень, язык отчасти утрачен, но вот у меня есть свидетельство о рождении бабушки из Вологодской губернии, и к тому же справка дедушки из Уланского полка, куда он был призван из Казани», - если человек выходец из Российской Федерации в её нынешних, современных границах. И дать дату проживания одного из предков, например, на 1893 год. То есть достаточно иметь одного из предков по происхождению с территории РФ в её нынешних границах.

-  Право на автоматическое получение российского гражданства должен иметь каждый, родившийся на территории Российской Федерации по образцу США и других государств. То есть должно действовать «право почвы» как таковое, а не только как ныне если один из родителей гражданин России.

2. Необходимо совершенствовать законодательство о добровольном переселении соотечественников, принимая во внимание тот факт, что большинство из них горожане, стремящиеся жить в мегаполисах, а отнюдь не в сельской местности, откуда они всё равно в большинстве уедут. Здесь в качестве образца можно взять получение российского гражданства «лицами без гражданства» из Прибалтики, которые получая российское гражданство могут поехать жить в любой регион РФ, но без получения материальной помощи со стороны государства. Получающие же помощь должны, согласно нынешнему законодательству, направиться в тот регион, куда оговорено предварительно.

3. Следует отменить существующее положение, что судимый на территории других стран не имеет права на получение российского гражданства. То же относится и к лицам, выдворенным или депортированным из Российской Федерации за административные правонарушения. Относительно предоставления российского гражданства судимым на территории нашей страны должна принимать решения специальная Комиссия. Автоматического не предоставления российского гражданства на основании судимости, выдворения или депортации быть не должно.

4. Для того, чтобы не объявлять каждые два года «амнистии» для граждан той или иной страны, нужно убрать избыточные требования законодательства, которые ведут к массовым выдворениям иностранных граждан с последующим запретом на их въезд от 3-х лет. Такого рода запреты коснулись уже более чем трёх миллионов иностранцев, что, по мнению экспертов, нанесло значительный ущерб российской экономике, её имиджу в сопредельных странах и просто межличностным контактам, вплоть до разрыва семей, а многие «носители русского языка», а также те, кто в перспективе мог бы стать полезными членами нашего общества не смогли в результате получить гражданство России.

5. Возможно увеличить квоты для получения видов на жительство, разрешения на временное проживание и получение гражданства в российских мегаполисах.

6. Возможно объединение двух статусов - вид на жительство и разрешение на временное проживание в один. По образцу американской «грин карты». Причем для получение российского гражданства по основаниям «носитель русского языка» и «потомок проживающих на территории Российской Федерации» получение этого статуса не должно быть обязательным.

7. В Российской Федерации очно учатся около 270 тысяч иностранных студентов высших учебных заведений. Значительная часть из них по окончанию учебы получает российское гражданство и остается навсегда жить в России. Необходимо предоставлять российское гражданство желающим его получить иностранцам уже после 3-х лет очного обучения в российском вузе, а не после его окончания и года работы, как ныне.

Юрий Московский.

(Московский Юрий Викторович, председатель Комиссии по вопросам миграции Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы)

Вернуться назад Версия для печати