Секция «Исторический диалог – путь к взаимообогащению культур и добрососедству»

Секция «Исторический диалог – путь к взаимообогащению культур и добрососедству» собрала за одним столом историков, социологов, культурологов, филологов и многих других ярких представителей научного сообщества из разных стран. Тема для обсуждения была задана непростая, а потому и участие в секции стало интересным и полезным событием, оставившим яркие впечатления.

Каждая историческая эпоха по-своему определяла характер и степень социальной значимости культурного взаимодействия. Последнее десятилетие ХХ века, когда многое было разрушено, а новое еще не создано, негативно отразилось и на деятельности, связанной с сохранением объектов культурного наследия. И не случайно площадкой для международной научной конференции «Роль историко-культурного наследия в диалоге цивилизаций» стал именно Казахстан, где под руководством Н.А. Назарбаева успешно реализуется государственная программа «Культурное наследие». В настоящее время и в Российской Федерации задачу сохранения культурного наследия предложено рассматривать в качестве приоритетной. Большинство стран мира возобновляют деятельность в этом направлении.

Все участники секции подчеркивали, что диалог - это процесс осознанного взаимодействия между двумя субъектами, которые являются совершенно равноправными с точки зрения их онтологической представленности. Это определение в равной степени относится как к диалогу, осуществляющемуся в настоящем, так и к диалогу, разворачивающивающемуся в исторической ретроспективе. Не подлежит сомнению тот факт, что плодотворным и взаимообогащающим диалог может быть только между странами, где активно функционирует гражданское общество.

Общественные инициативы существовали всегда, но их результативность, вовлеченность масс и полезность весьма переменчивы. В СССР, например, существовали крупные общественные организации, такие как Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры (ВООПИК), которое действительно существенно влияло на процесс сохранения памятников, вело активную просветительскую деятельность, чем мы сегодня похвастаться не можем. Эту проблему в своих докладах осветили мои коллеги из Туркменистана и Казахстана подчеркнув, что архитектурные образы - одни из важных индикаторов единства и различий народов.

Кроме того, в формировании исторического сознания и социальной памяти людей особую значимость имеет художественная литература. Это объясняется тем, что литература развивается в общечеловеческом русле общественного прогресса и своими средствами она осмысливает происходящие явления, события, факты. Исследования моих коллег, отраженные в докладах, подтвердили, что литература оказывает огромное влияние на развитие добрососедских отношений. Однако, на основе шкалы ценностей, принятых в сфере того или иного народа, а также, через призму традиций и культуры (в том числе литературы), формируются этнические стереотипы, которые могут иметь как позитивную, так и негативную окраску, и особенно часто проявляются в отношениях стран-соседей и даже внутри одной страны, если она многонациональна.
 
В период национальной напряженности межнациональные отношения субъективируются и отношения между народами подменяются отношениями между противостоящими субъектами. Это могут быть и национальные лидеры с их группировками, с их выдвигаемыми аргументами, претензиямии, призывами, и две противоборствующие группы, которые, вовлекют целые народы. Подобный пример, приводил Мхитарян В.Г., говоря об Армении и Абхазии. События часто разворачиваются по принципу «зеркального» причинения, когда практически все твои дела и поступки бумерангом возвращаются к тебе же. Здесь уже окончательно пропадают правые и виноватые, остаются лишь бедствующие. В таком положении человеку, обществу, государству весьма сложно сохранять дух доверия и добрососедства.

В условиях национального возрождения, когда все народы проявляют большой интерес к своему этническому наследию, к тому, как они вступили на путь мировой цивилизации, нужна история, изложенная на основе объективных событий, при строгом соблюдении принципов историзма, не поддаваясь гипнозу случайных цифр, неточных отдельных фактов.  В условиях обновления национальной жизни необходимо объективное освещение истории и восстановление исторической справедливости.  В своем докладе литовский коллега отметил высочайшую роль историко-культурного наследия как во внешней, так и во внутренней политике стран. Память людей – это целая система представлений о прошлом, объективная оценка духовной атмосферы той эпохи, которая прошла в течение жизни нескольких поколений. История принадлежит потомкам, и потому она не должна быть для них кривым зеркалом.

Несмоненно, что без учета этнокультурных особенностей, национального самосознания невозможны объединительные процессы, отражающие исторически закономерную и прогрессивную тенденцию к укреплению взаимопонимания между народами. Причиной и следствием пространственной и культурной изоляции является незнание обычаев, традиций и культурных ценностей других этносов. Учитывая это, нельзя переоценить огромную работу, которую ведет МОФ "Диалог цивилизаций", являющийся инициатором и организатором всевозможных мероприятий, направленных на взаимообогащение культур и укрепление добрососедских отношений между странами земного шара. В результате целенаправленной работы "Диалога цивилизаций" появляется объективная информация о социально-экономической, общественно-политической и культурной жизни других народов.   

Что касается России, то, в соответствии с Конституцией РФ, каждый обязан заботиться о сохранении истории и культуры, беречь памятники. Но одной лишь буквой закона не привить молодежи любовь к своей Родине, это долгая воспитательная работа, которая должна систематически проводиться в семьях, образовательных учреждениях, СМИ, литературе, искусстве и т.д. Может ли наше общество сегодня, и каждый из нас, нести на себе бремя ответственности наследника и гражданина?   Вероятно сможет в ближайшем будущем, при условии активного участия неправительственных институтов и любых самоорганизующихся групп, способных к организованным, коллективным действиям в защиту общественно значимых интересов. Только становление гражданского общества может стать тем процессом, который будет цементировать социально-экономический, культурный, морально-этический и духовный строй любой нации, способствовать развитию добрососедских отношений как внутри этноса, так и между другими народами, независимо от того, к какой цивилизации они относятся.
 

Участник Конференции
Насырова Д. Э., эксперт Центра общественных технологий (Москва),
Заместитель генерального директора ОАО «Молот» по связям с общественностью.

Вернуться назад Версия для печати

Смотрите также