Действующая ситуация сдерживает развитие рынка Кыргызстана

В выходные дни в Москве стояла холодная и дождливая погода. Давно хотел съездить посмотреть крупный оптово-розничный продуктовой центр в Фуд–сити.

Так много говорим о таможенном союзе стран, для меня в первую очередь инересно, как развивиается рынок труда стран ЕАЭС.

«ФУД СИТИ» – это первый агрокластер Москвы, крупнейший оптово-розничный продовольственный центр России. Территория – 91 га., 5000 поставщиков реализуют свою продукцию оптом и в розницу.  Закупают продукты питания рестораны, гостиницы, сетевые и несетевые магазины, региональные оптовые компании и розничные покупатели. Огромный выбор продуктов питания, низкие цены. Даже цена мяса, рыбы, сыра, мандаринов, огурцов, помидоров, да и всего остального, ниже чем в других городах. Есть всё что производит Россия, Восток и Азия.

В выходные, несмотря на дождь, там было многолюдно. Большегрузные автомобили стоят повсюду, несколько торговых площадок, оптово-розничные в основном, торгуют прямо из автомобилей, цены приятно удивляют покупателей. На территории сразу глаза бросаются огромные здания, на них рекламные растяжки  различных кафе: русские, кавказские и азиатские рестораны, есть свой жилой комплекс, гостиницы и  хостелы. С наружными рекламными растяжками и цветовыми мультимедийными экранами они привлекают из далека.

Особенная фишка фудсити – это фудкорт. Место, где можно попробовать восточную кухню, плов, манты, лагман, наверное, самые лучшие в Москве. Великолепный салат ачичук из тонко нарезанных помидоров. Ели в апреле, а вкус летнего томата. Сладкие, ароматные. Цены низкие. Качество и сервис отличный! Казалось бы еще весна, пока ещё рано для обилия фруктов и овощей, но тут можно найти все круглый год. Мясо, соления, напитки, кондитерские изделия, сладости, фрукты, овощи, зелень, орехи и  всякую выпечку, горячие лепешки, которые напоминают запах дома.

Здесь покупать намного дешевле, большой выбор и свежие продукты. Москвичи по выходным стремятся попасть в Фудсити. Большинство едут на своих автомобилях, если кто проживает на севере и северо-западе столицы, тогда правда далеко ехать. Естественно, предприниматели едут в «Фуд сити» со всего бывшего СССР не только продать свои товары. В первую очередь из российских городов много большегрузных автомобилей, начиная с юга страны: Ставрополь, Саратов, Краснодар, Астрахань, Дагестан и далее, с севера: Архангельск, Ярославль, Вологда, что может быть такое время для этих городов, но есть что, соление, мясо, знаменитое вологодское масло,  и другие товары. Как говорится, спрос требует, предложение, обратно грузят фрукты, в том числе экзотические.

 Можно отметить, что торговцы красиво выставили на витрине импортные фрукты из Турции, Греции и Израиля, Ирана, Египта, откуда поступают экзотические для нас, ранее созревшие продукты, такие как манго, арбузы, ананасы, грейпфруты, сладкие перцы, лук, морковь, даже ранняя картошка.  Хочется отметить, в Москву традиционно к марту месяцу везут свежие картошку из Египта, из Израиля сладкий перец, и другие экзотики для мегаполиса.

Что даёт к большому рынку Кыргызстан?

Кыргызстан член ЕАЭС больше пяти лет. Что даёт членство Кыргызстану? Упрошенное пребывание граждан на заработках в России, нефть, российский «Газпром» в Кыргызстане и конечно торговля, но в которой едва заметно присутствие кыргызских предпринимателей. Почему, сколько раз ни говорили, кыргызские товары на прилавке в Москве так и не появились?

 Время показало, что кыргызы торговать не умеют или  не готовы.  На рынке союза отсутствуют кыргызские  товары, даже в малом количестве. К сожалению ,долго шли,  много говорили об экологически чистых кыргызски товарах. Эксперты говорят, что в Кыргызстане есть товары, но нет тех объемов, которые могли бы конкурировать за евразийский рынок. К большому сожалению, на сегодня из Кыргызстана не возят продовольственных товаров. Единственные конкурентно способные товары из Кыргызстана в странах ЕАЭС – это одежда. Уже много лет силами предпринимателей производятся различная одежда, шторы и другие вещи. На рынке «Садовод» уже много лет возят товары, изготовленные в Кыргызстане.    

Поэтому сегодня республика не может участвовать в этой конкуренций. Зато соседи, которые не члены ЕАЭС, вошли на общий рынок, чувствуют себя вольготно: свежие зелень, фрукты из Узбекистана, сухофрукты из Таджикистана возят круглый год и больших объемах, в том числе на поездах.

Я попросил прокомментировать официального представителя Торгово-промышленной палаты Кыргызстана в России Обозкана Сардарбекова.  По словам Обозкана Сардарбековича, в 2015 году, после открытия Фуд-сити в рамках проекта “Международный рынок продвижение товаров в России”, где участвовали более 45 зарубежных стран, в первую очередь евразийские партнеры, СНГ.

Впервые у Кыргызской Республики появился в безвозмездном пользовании торгово-выставочный павильон 120 кв.м. “Кыргызстан”. Это национальный проект республики, в официальном открытии участвовал сам министр экономики республики Арзыбек Кожошев. Он привез из Кыргызстана более  десяти производителей, в том числе, «Легпром», «Кыргызконьяги» и «Шоро» в рамках продвижения товаров, было представлено производство экологически чистых продуктов Кырзызстана. Напитки, соки, минеральная вода, коньяки, водки и напитки, из ассортимента более чем пятидесяти товаров, в том числе промышленные товары, одежда и др.  По словам Сардарбекова, данный проект через год закрылся, Таким образом, сегодня в Фуд-сити  остались частные лишь частные предприниматели, имеющие несколько небольших павильонов, выходцы из Кыргызстана, торгующие другими товарами, в том числе продуктами, произведенными в Кыргызстане.

Сардарбеков уверен, что в республике есть товары, можно организовать даже крупные партии. По его словам, только логистика обходиться дорого, и бизнес получается нерентабельным. На автомобилях просто не выгодно перевозить товары в Россию. По его словам, сейчас разрабатываются железнодорожные перевозки товаров из Кыргызстана, если удастся, тогда мы можем войти в рынок полноценно, даже конкурировать по некоторым видам товаров народного потреблении, сказал официальный представитель Торгово-промышленного палаты.

На первый взгляд, такое впечатление в республике ничего не производят, или производят товары, которые не идут на экспорт в страны ЕАЭС. Соседние страны, Узбекистан и Таджикистан, отправляют товары постоянно, хотя они платят дополнительные таможенные сборы. И с Казахстаном объем другой, он второй по величине среди стран Еразийского союза, конечно, после Белоруссии.  У  Белоруссии особые условия, отношения, в том числе товары продуктовые и промышленные продаются более уверенно на рынке России, их товар повсюду, тысячи  магазинов под брендом «Беларусские товары».

Казалось бы, Кыргызстан  – член ЕАЭС, вози и торгуй. Нет, потому что обьем производимых товаров в республике небольшой, поэтому Кыргызстан не может полноценно войти в общий рынок.  Кыргызстан мог бы торговать при крупных объемах своими знаменитыми минеральными водами, фруктами, орехами и коньяком. Какой мед в республики видимо, пока еще мало знают партнеры, потому что чиновники не умеют  организовать свои товары для общего рынка свои продукции. Но сегодня даже нет мяса, несмотря на то, что республика в свое время была лидером производства мяса.

Интересно, что возят сегодня из Кыргызстана ?

В  «Фуд сити», увидев грузовые автомобили с кыргызскими номерами KG, подошел,  стучу в дверь. Открывает турок. Спрашоваю, когда приехали, что привезли? В ответ, на ломаном языке ответил, что они через день едут в Турцию. Видимо, предприниматели занимаются перевозкой товаров из Турции. Иду на другую стоянку, дождь проливной, весь мокрый. Стоит ещё две машины с номерами KG, стучу. Открывает уже молодой кыргыз. Спрашиваю, что привезли. В ответ:  сухофрукты из Таджикистана, обратно, что они не знают, повезут, что заказчик погрузит.

Второй автомобиль с кыргызскими номерами, стучу. Сонный кыргыз, бородой оброс, опустил стекло авто. Спрашиваю, что привезли. Он говорит, что привезли лук из Бишкека, уже семь суток стоим, пока не разгружают, ждать тяжело. Говорит, когда обратно, не знаем. У них есть стоянка, где стоит на очередь на обратный груз, но заказчики в большинстве таджикские и казахские предприниматели. Грузят, в основном, сухофрукты, лук, зелень, скоро сезон, черешню и абрикосы.

Помню, специально приезжал лет пять тому назад тогда машины с KG номерами приехали с черешней, конечно, были заказчики из Таджикистана. Большегрузных авто очень много, в основно, Россия, Казахстан и Узбекистан. Сегодня идут такие товары из Узбекистана как зелень, петрушка, укроп, лук зелёный, по 250-270 рублей за кг., помидоры, огурцы по 150-200 руб.кг., клубника- 250 рублей за кило, яблоки по 100 рублей кг. Зато есть экзотические фрукты, такие как манго – 150 рублей за штуку, авокадо — 150 рублей за кг., помело – 100 рублей за штуку, грейпфрут по 100 рублей за кило и ананасы по 100 рублей шт. Бананов нет, дефицит, по крайне мере, я не видел, говорят, что на базе нет.

День второй, воскресенье.

Я приехал на вторую точку – стоянка в районе «Котельники», где стоят, уже как говорили пустые грузовые авто. Теперь мне стало интересно, что же возят в обратно в Кыргызстан. На стоянке много авто с KG номерами, регионы разные, кто в Бишкек, кто дальше в Ош и Баткен. Все авто стоят, ждут, как они говорят, звонка заказчика, сегодня большинство предпринимателей таджикские, узбекские и казахские.

По словам водителя Ибрахима из города Баткена,  привез сухофрукты из Таджикистана. Как он рассказал, граница свободная, дорога хорошая. «От нас ничего не возим, потому что нет заказчиков», – сказал Ибрахим. Также нет предпринимателей и товаров, как он сказал даже, обратно, ни одного кыргызского предпринимателя не встречал и не видел, чтобы он грузил товар.

Конечно, сегодня перевозка товаров – дорогое удовольствие. Стоимость в одну стороны большегруза составляет 300 тысяч рублей. Ибрахим еще сказал, что на границе с Таджикистаном неспокойно, временами происходят стычки, работы нет. А так, в основном, в Кыргызстан отправляют мигранты: «догруз», мелкие частные товары, сумки, продукты, бытовая техника и другое.

Другая фура, автотрейлер длинный  с номером KG, водитель  Бакыт возит автомобили, в основном легковушки. Цена перевозки одного авто до Бишкека от 30 до 50-70 тысяч рублей. Ещё один водитель, совсем молодой, Абылкасым, говорит, что приехал из Баткенской области, привез сухофрукты, заказчик предприниматель из Таджикистана. Обратно, пока нечего, буду ждать, не знаю сколько. Он вспоминает, что возил обратно, несколько раз мешки пустые из-под цемента на местный Араванский цементный завод. Заказывают и по мелочам, в том числе продукты питания, передают мигранты родственникам.

Таким образом, мое двухдневное путешествие в дождливые весенние дни  закончилось, за два дня узнал очень много. Одним словом, рынок труда в масштабе государства не работает. Кыргызстан сегодня в ЕАЭС неконкурентоспособен. Конечно, если не считать крупные государственные поставки, такие как нефть, газ, оборудование, и в том числе гуманитарные товары, которые получает сегодня Кыргызстан.  Хочу отметить, в страна не производить  металл и древесина, они завозятся только из соседних стран, в том числе Казахстана, России и Китая.

В Кыргызстане есть экологически чистые товары и конкурентоспособные товары, но их крайне мало. Например, знаменитые на весь регион минеральные воды Джалал-Абад, которые ни в чем не уступают грузинскому Боржоми. Мед тоже очень славится, грецкие орехи. Как говориться на Востоке, дехкан у нас мало, их кажется нет, или они не знают куда везти свою продукции ?.

Асилбек Эгембердиев

https:

Вернуться назад Версия для печати