С 2025 года дети иностранцев, планирующие поступать в школу, должны пройти тестирование на определение уровня знаний русского языка. Уровень может быть «достаточным» или «недостаточным». Но чтобы подтвердить «достаточность» своего уровня, ошибиться можно максимум два раза. Разбираемся, какие задания дают детям мигрантов, в чем проблемы такого подхода и сколько детей из других стран поступили в российские школы.
Что происходит
В апреле 2025 года вступили в силу поправки к закону «Об образовании», согласно которым детям мигрантов при поступлении в школу нужно пройти тестирование на знание русского языка. Среди авторов поправок — председатель Госдумы Вячеслав Володин и вице-спикер Ирина Яровая.
Во время обсуждения законопроекта о тестировании депутаты объясняли, что подобные меры необходимы, так как в российских школах слишком много детей с опытом миграции, из-за которых:
их одноклассники задерживаются в освоении школьной программы, ведь детям-иностранцам нужно больше времени на понимание материала;
у педагогов увеличивается нагрузка: они не могут разорваться между отстающими детьми и остальными. Да и учителям за дополнительные занятия и, например, объяснения во время перемен не платят.
К тому же в Концепции миграционной политики на 2026–2030 годы указано, что среди ее механизмов — ограничение пребывания в РФ неработающих и не проходящих обучение членов семьи тех мигрантов, кто приехал сюда работать или учиться. Цель механизма — снижение числа детей иностранных граждан, не посещающих общеобразовательные учреждения. Их, по словам председателя Совета по правам человека Валерия Фадеева, в России «сотни тысяч» (цитата по ТАСС).
Вместо того чтобы создавать, например, адаптационные классы и государственные программы, помогающие детям иностранцев влиться в культуру, выучить язык и историю страны, куда они приехали, и не заставлять работающих родителей отправлять их на родину, ввели специальное тестирование.
Впрочем, детей мигрантов и раньше могли не принимать в школы, объясняя это решение нехваткой мест в классах. Теперь для отказа в приеме есть еще один инструмент.
В 2024-м обсуждали еще одну инициативу о поступлении детей мигрантов в школы — от Ярослава Нилова. Депутат внес в ГД законопроект об исключительно платном образовании детей иностранцев в детских садах, школах и колледжах. Документ приняли в первом чтении, но отклонили в последующих.
Мигранты — это кто?
Граждане любой другой страны, живущие на территории РФ. В идеале мигранты должны получить документы, разрешающие им жить, работать или учиться в России. Это, например, вид на жительство (ВНЖ), разрешение на временное проживание (РВП), виза или миграционная виза. В школы по результатам тестирования могут поступать дети только законно находящихся на территории РФ иностранных граждан.
Проблема № 1, бюрократическая. Как дети мигрантов готовятся к тестированию
1. Для начала их родителям нужно собрать все необходимые документы для подачи заявления на поступление. Это копии (на русском языке):
свидетельства о рождении ребенка;
паспортов родителей/других документов, удостоверяющих их личности;
данных о фактическом месте жительства ребенка;
СНИЛС родителей и ребенка;
справки об отсутствии у ребенка инфекционных заболеваний;
документов, подтверждающих право родителей и детей легально находиться на территории РФ;
документов, подтверждающих наличие трудовой деятельности у родителей;
сведений о дактилоскопической регистрации ребенка в МВД (родители с ребенком должны сдать отпечатки пальцев, когда ребенку исполнится 6 лет);
поступающим в 10–11-е классы — аттестата об основном общем образовании;
при необходимости — заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).
2. Далее родители подают пакет этих документов лично в школу по месту жительства либо через «Госуслуги». За 5 рабочих дней руководство школы проверяет бумаги, и, если чего-то из указанного списка не хватает, семье отказывают в приеме заявления и не рассматривают его. Тогда родителям приходится заново собирать документы и подавать заявление на поступление, что отнимает время.
3. Если комплект документов полный, еще за 25 рабочих дней его должны проверить на достоверность. Что-то не так — заявление отклоняют, всё правильно — в течение трех дней отправляют родителям разрешение на тестирование ребенка. Записать его на экзамен нужно через «Госуслуги» в течение 7 дней.
На втором и третьем этапах, по статистике, которую мы приведем ниже, отсеивается около половины заявлений на прием детей мигрантов в школы. Время на эту процедуру ограничено, некоторые родители не успевают во второй раз подать заявление и пропускают учебный год.
Иногда родителям говорят, что с документами-то всё в порядке, но мест в выбранной школе для их детей нет. Историей об этом с изданием «Милосердие.ru» поделилась основательница проекта по обучению иностранцев русскому языку «Перелетные дети» Анна Орлова.
Женщина рассказала о семье, переехавшей из Таджикистана, которой несколько раз отказывали в поступлении в одну и ту же школу из-за «нехватки мест». Тогда Анна оформила на себя доверенность и трижды подавала документы за семью, но результат остался тем же. После этой истории Орлова пришла к выводу: «Есть какое-то негласное распоряжение — не брать детей из Таджикистана в школы. В этом году мы все с этим столкнулись».
Получается, многие дети мигрантов даже до тестирования добраться не могут — из-за бюрократических проволочек или реальной/надуманной нехватки мест в школах.
Правда ли в российских школах настолько много детей мигрантов
Согласно отчету Министерства просвещения за 2022 год, соотношение числа иностранных учеников к общему числу дошкольников, школьников и студентов колледжей в России — 1,5%.
Из 17 762 326 детей в школах РФ иностранцев — 249 850
Если же говорить о школах, соотношение такое: детей мигрантов в них от 0 до 10%, всё зависит от региона. В некоторых субъектах РФ доля учеников, слабо владеющих русским языком, выше. Например, в Башкортостане, Свердловской, Тульской, Новосибирской и Саратовской областях.
В Минпросе не исключают, что есть и так называемые мигрантские школы и классы с низкой успеваемостью, но еще в 2022-м для решения большинства проблем, в том числе и тех, которые пытаются решить с помощью тестирования, уже придумали методику.
В идеале нужно, чтобы в классах российских школ было не больше 3 детей, плохо владеющих русским. Иначе педагогам просто не хватит времени и сил для их обучения, составления индивидуальных учебных планов и помощи в адаптации.
Основных подходов два. Дети со средним знанием языка могут учиться в обычных классах, но им нужно посещать и внеурочные занятия: подтягивать знания по русскому, истории и культуре России и заниматься с психологом. Детям с низким уровнем знания языка нужно больше заниматься по индивидуальному плану с интенсивной программой и ходить к школьному психологу для комфортной адаптации в школе.
Всё это придумано, чтобы снизить риски дезадаптации детей мигрантов — социальной, культурной, языковой и психологической. И, естественно, чтобы они не были выключены из учебного процесса.
В 2024 году глава Минпроса Сергей Кравцов сообщил, что доля иностранных граждан в школах «не превышает 10% от общей численности в классах». Эту статистику Кравцов привел для ответа на запрос депутата ГД Михаила Матвеева — во время обсуждений законопроекта о тестировании.
Однако эта формулировка от Минпроса депутата не устроила. В своем телеграм-канале он так отреагировал на отчет о численности детей мигрантов:
«Мы ж понимаем, что Кравцов — бюрократ и не знающих русский детей мигрантов, но с паспортами граждан РФ записал в россиян и не посчитал. Вот и выходит — сидит в классе половина хлопающих глазами учеников, разговаривающих на своем языке и с трудом понимающих учителя, часть с паспортами РФ, часть пока нет, а по данным министра — только 10% иностранцы. […]
Короче, принимать не знающих русский детей всё равно будут, но учителей нагрузят «дополнительными модулями» — еще параллельно учить их русскому языку. Даже если такая нагрузка будет дополнительно оплачиваться, понятно, что специалистов по обучению иностранцев русскому языку явно нет в таком количестве (есть специальность — преподавание русского языка как иностранного) и нагружать будут обычных учителей начальной школы, не имеющих навыков учить с таджикского или киргизского на русский.
Катастрофа школьного образования в России продолжается. Мало было низких зарплат педагогов, непомерной бюрократической нагрузки разными отчетами и курсами, так еще новая беда — наплыв детей мигрантов и не понимающие, что им говорят, «ученики», которые тянут вниз учебу всего класса».
Цитата из поста депутата Михаила Матвеева в телеграм-канале
Проблема № 2. Тестирование не могут пройти даже русскоязычные дети
Задания для тестирования разработали в соответствии с образовательными стандартами ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений) и ИСМО (Институт содержания и методов обучения имени В.С. Леднева) для всех — с первого по выпускной класс.
Поступающим в первый класс нужно сдать только устную часть тестирования из 4 заданий, где оценивают:
слушание,
говорение,
лексику,
грамматику.
Остальным предстоит выполнить больше заданий:
4 вопроса в устной части,
до 9 вопросов — в письменной, где проверяют, кроме слушания и говорения, навыки чтения, письма, лексику и грамматику.
Мы изучили все демоверсии тестов для всех классов и составили для вас тест. Его можно пройти по этой ссылке. Проверьте, приняли бы вас в российскую школу по результатам одной только письменной части.
А примеры из устных частей такие:
8-й класс
Составь словосочетание из слов «опавший» и «лист». Запиши получившееся словосочетание в той форме, в которой оно должно употребляться на месте пропуска в предложении.
Я подарил маме букет из… которые собрал в лесу.
Составь из двух предложений: «По правилам этикета Вы должны здороваться со всеми» и «Вы входите в кабину лифта в жилом доме» — одно предложение с деепричастным оборотом.
10-й класс
Дайте полные ответы на вопросы. Какую профессию Вы хотели бы выбрать и почему? Какими качествами должны обладать люди этой профессии? Какие у Вас планы на ближайшее будущее? Что Вы делаете для того, чтобы планы осуществились?
Составьте бессоюзное сложное предложение, используя только приведенные слова в нужной форме. Запишите получившееся предложение. Расставьте в нем знаки препинания.
я знать мой мама всегда хотеть быть рядом
11-й класс
Как Вы понимаете смысл высказывания Антона Павловича Чехова «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли»? Согласны ли Вы с этим утверждением и почему? При ответе используйте не менее 10 предложений.
Все задания и критерии их оценивания можно посмотреть по ссылке на сайте ФИПИ.
Многие, конечно, могут посчитать, что задания эти — легчайшие. Но давайте посмотрим, сколько баллов нужно получить детям, чтобы их знание русского языка посчитали «достаточным» для учебы в школе:
1-й класс: в устной части тестирования можно сделать только одну ошибку. Ребенка примут в школу с 90% правильных ответов.
2–5-е классы: в устной части допустима одна ошибка, в письменной — тоже одна. Ребенок должен получить 18/20 баллов и выполнить работу на 90%.
6–9-е классы: в устной части также можно ошибиться один раз, в письменной — тоже. Для «достаточного» уровня русского языка нужно набрать 20/22 балла, работу выполнить на 91%.
10–11-е классы: в устной и письменной частях можно допустить по одной ошибке. Проходной балл — 22/24, это 92% выполненной работы.
Из этого понятно, что успешно тестирование пройти могут только те, кто допустил не больше двух ошибок — по одной в устной и письменной частях. При этом не учитывают банальный человеческий фактор: ребенок может быть хорошо готов, но перенервничать на экзамене, допустить больше ошибок из-за невнимательности в аудировании, тесте и сочинении. С такими критериями, отмечают эксперты и общественники, даже не все граждане РФ смогут с первого раза сдать тест.
«Для ребенка, у которого русский не родной, набрать 18 из 20 баллов — почти нереальная история. Если стоит задача максимально сократить количество детей мигрантов, обучающихся в российских школах, всё делается правильно. Но если мы хотим, чтобы как можно больше детей из стран ближнего зарубежья знали русский язык, русскую культуру, чтобы они были максимально адаптированы к российским социальным и культурным реалиям, то нужны и более реалистичные критерии и механизмы, позволяющие детям, не прошедшим тест, повысить уровень владения языком».
Борис Панич, директор центра по адаптации мигрантов и межнациональным отношениям «ПСП-фонд», в разговоре с изданием «Коммерсантъ»
«Тяжелее всего ребятам будет сдать устную часть, которая подразумевает спонтанную речь. В некоторых культурах вообще не принято высказывать свое мнение, особенно девушкам. И говорить на свободную тему таким ребятам бывает очень сложно».
Ольга Кряхтунова, учитель русского языка как иностранного, в интервью для материала «Милосердия»
«Тест непростой. Надо сопоставлять результаты детей-иностранцев с тем, как подобные тесты решают наши российские граждане. Если они сдают на 22 из 24, то можно предъявлять такое же требование и к детям-мигрантам. А если на 15 из 24, то минимальным баллом ставить 15. И вообще, надо принять решение, кто из иностранных граждан нам нужен — только отличники или хорошисты и троечники тоже».
Валерий Фадеев, глава СПЧ, в беседе с «Коммерсантом»
Кстати, 12 февраля 2025-го Рособрнадзор сначала опубликовал проект оценивания тестов, согласно которому для поступления в школу нужно было выполнить правильно 30% заданий. На следующий же день документ удалили — в ГД заявили, что такой низкий порог может соответствовать только оценке «неуд», нужно как минимум 60%. Вячеслав Володин проект Рособрнадзора и вовсе назвал «девальвацией» закона о тестировании детей мигрантов.
Если ребенок не сдал тесты, у него есть возможность записаться на тестирование еще раз, но только через три месяца после первого и после прохождения курсов по русскому языку. При этом с ноября 2025 года все данные о зачисленных и не поступивших в школы детях мигрантов планируют передавать в МВД, и родителям, чей ребенок не сдал тестирование, могут вменить административную статью о ненадлежащем исполнении родительских обязанностей.
Проблема № 3. Работа депутатов над ошибками и пара «но»
Видимо, после первых тестирований выяснилось, что в российские школы не могут попасть не только, например, граждане Средней Азии, но и:
дети дипломатов и консулов, работающих в России;
дети из семей участников программы добровольного переселения на историческую родину, в чьих семьях и так говорят на русском.
Для них и для иностранцев, поддерживающих «традиционные российские духовно-нравственные ценности», 19 октября закон о тестировании смягчили: детям нужно сдавать только устную часть, без письменной — теста и сочинения.
К чему всё это привело
Если кратко: число детей иностранцев в российских школах сократилось. Но, как всегда, есть несколько «но».
13 мая в Рособрнадзоре сообщили, что 81% подавших заявления на поступление в школу не дошли до тестирования — из-за проблем с бумагами. В итоге тест сдавали 335 детей, и 39% из них не справились.
19 июня глава Рособрнадзора Анзор Музаев заявил, что из 3677 детей мигрантов только 509 участвовали в тестировании, и 270 из них не сдали.
10 сентября Рособрнадзор опубликовал статистику за апрель — август 2025 года, согласно которой из 23 616 детей мигрантов до тестирования были допущены всего 8223. Сдавали тест 5940 детей, а в школы поступили 2964.
«Коммерсантъ» изучил данные и выяснил, что самые высокие показатели по поступившим — в Татарстане (89,9%). Глава республики Рустам Минниханов изначально раскритиковал законопроект о тестировании детей иностранцев и заявил, что они должны поступать в школы «без стресса и ЧП».
В Татарстане, по данным Inkazan.ru, разработали ускоренный курс по освоению русского языка за 72 часа и специальные адаптационные программы при 54 учебных заведениях. Также во всех школах регулярно проводят диагностики по русскому языку, после которых с отстающими занимаются по индивидуальному учебному плану и подтягивают.
16 сентября стало известно, что только 13% детей мигрантов приняли в школу.
20 сентября «Коммерсантъ» сообщил об уголовном деле, которое завели из-за того, что ребенка из семьи участника программы добровольного переселения не приняли в школу из-за требования пройти тестирование.
19 октября тестирование облегчили для детей дипломатических работников, детей участников программы добровольного переселения и для иностранцев, поддерживающих традиционные российские ценности.
28 октября депутаты предложили освободить от тестирования русскоязычных детей мигрантов и внесли соответствующий проект в ГД. Это связано с участившимися жалобами репатриантов из Казахстана, стран Прибалтики и других об отказе в приеме их детей в школы.
Например, издание 59.ru рассказывает историю родителей, переехавших из Казахстана в Москву. Их сына не принимают в школу почти год из-за нехватки мест и провала в тестировании. «Сын читает стихи Пушкина наизусть, песни народные поет. Педагог нам сказала, что можно допустить только одну ошибку. Это очень странно, ребенку семь лет, он в незнакомом месте, с незнакомыми людьми, на него направляют видеокамеру, которая записывает процесс. Это стресс для любого», — делится мама первоклассника.
22 ноября данные о поступивших снова обновили. Теперь их 19% из всех детей мигрантов, чьи родители подавали заявление в школу.


Мнения
Ваш комментарий будет первым
Написать комментарий
Все комментарии (0)
Вернуться