В Общественной палате обсудили профессиональный стандарт «Специалист по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений».
23 декабря 2014 года. Москва. В Общественной Палате Российской Федерации под председательством члена ОП РФ Протоиерея Александра Пелина состоялись слушания «Обсуждение проекта профессионального стандарта: «Специалист по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений».
19 декабря 2012 года Президент Российской Федерации Владимир Путин утвердил Указом № 1666 Стратегию государственной национальной политики РФ на период до 2025 года. В рамках документа Президент ставит задачи «совершенствования системы управления и координации государственных и муниципальных органов при реализации государственной национальной политики РФ». В ОП обсудят профессиональный стандарт специалиста по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений, который бы соответствовал тем задачам, которые прописаны в Указе.
Участники заседания: специалисты профильных комитетов Государственной Думы РФ, Министерства труда и социального развития РФ, Министерства культуры и туризма РФ, непосредственные разработчики документа (профильная кафедра РАНХиГС при Президенте Российской Федерации), этнологи, религиоведы, представители традиционных религий и национально-культурных автономий, общественные деятели, а также члены Комиссии ОП по гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений.
Среди них были такие известные специалисты как: Заместитель директора Института этнологии и антропологии РАН, доктор политических наук, профессор Зорин Владимир Юрьевич, член Общественной Палаты Российской Федерации отец Александр Пелин, председатель Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений в России - раввин Зиновий Коган; заведующий отделом исламских исследований Института стран СНГ - Сафаргалиев Ильдар Фааторвич; епископ, первый заместитель Председателя - управляющий делами Российского союза христиан веры евангельской Бендас Константин Владимирович, директор проектов Фонда развития международных связей «Добрососедство», ответственный секретарь Общественно-консультативного совета при УФМС России по г. Москве - Московский Юрий Викторович; заместитель директора Российского Института Стратегических Исследований - Юдин Павел Евгеньевич; директор Фонда поддержки христианских церквей «Международный фонд Христианская Солидарность» - Пахомов Дмитрий Вячеславович, а также многие другие представители экспертного сообщества России.
Среди участников обсуждения был директор проектов Фонда развития международных связей «Добрососедство», ответственный секретарь Общественно-консультативного совета при УФМС России по г. Москве Юрий Московский. Среди его предложений – необходимо внести в профстандарт положение о том, что сотрудники аппаратов религиозных организаций, политических партий и иных некоммерческих организаций, работающие по данному направлению деятельности, должны в плане опыта работы иметь такие же права для конкурсных комиссий, как и государственные служащие. Также, по его мнению, целесообразно начать подготовку специалистов не только в области межнациональных и межконфессиональных отношений, но и в области миграционных процессов.
Директор Фонда «МФХС», член Общественно-консультативного совета при УФМС России по г. Москве Дмитрий Пахомовым озвучил следующие тезисы:
1. «Необходимо подключить к обсуждению стандарта Ассамблею Народов России. В прошлый понедельник, к примеру, в стенах Общественной Палаты проходил большой круглый стол по проблематике межнациональных и межконфессиональных отношений в России, организованный ассамблеей и узбекской диаспорой. На этом круглом столе был принят целый пакет конструктивных предложений, я прошу приобщить данные предложения к основному тексту обсуждаемого сегодня проекта и направить в профильные министерства».
2. «Необходимо учитывать региональную специфику, стандарт должен варьироваться в зависимости от региона. Специалист по межнациональным и межконфессиональным отношениям должен досконально знать культуру, историю и менталитет своего региона».
3. «Необходимо выносить обсуждение стандарта на уровень региональных Общественных Палат, а также на уровень общественных советов при региональных УФМС».
4. «Необходимо учитывать международный опыт межнациональных и межконфессиональных отношений, а также текущую мировую обстановку».
По результатам экспертного обсуждения проекта участники слушаний подготовили ещё целый ряд рекомендаций к основному тексту документа, данные рекомендации адресованы профильным министерствам и ведомствам Российской Федерации.
Общественность продолжает обсуждение предложенного профессионального стандарта.
Запись трансляции обсуждения есть на сайте Общественной палаты.
https://www.oprf.ru/press/conference/1448
Екатерина Омельченко
Общественно-политический портал «Добрососедство» публикует предложенный макет профессионального стандарта Специалист по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений
МАКЕТ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ[i]
Специалист по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений__________________________________________________
(наименование профессионального стандарта)
|
Регистрационный номер |
- I. Общие сведения
Управление и координация деятельности по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений |
|
|
||||
(наименование вида профессиональной деятельности) |
Код |
|||||
Основная цель вида профессиональной деятельности: |
||||||
Управление и координация работы по формированию и укреплению российской идентичности, гражданского единства, развитию гражданского патриотизма, развитию и гармонизации этнокультурного многообразия народов России; по профилактике и локализации последствий межнациональных (межэтнических), межконфессиональных конфликтов и обеспечению межнационального и межконфессионального согласия; по социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов. |
||||||
Группа занятий: |
||||||
3449 |
Прочий средний персонал государственных служб, не входящий в другие группы
|
1239 |
Руководители подразделений (служб), не вошедшие в другие группы |
|
||
2446 |
Специалисты в сфере социальных проблем |
|
|
|
||
(код ОКЗ[ii]) |
(наименование) |
(код ОКЗ) |
(наименование) |
|
||
Отнесение к видам экономической деятельности: |
||||||
75.13 |
Регулирование и содействие эффективному ведению экономической деятельности, деятельность в области региональной, национальной, религиозной, миграционной и молодежной политики |
|||||
75.11.2 |
Деятельность органов государственной власти по управлению вопросами общего характера, кроме судебной власти, субъектов Российской Федерации |
|||||
75.11.3 |
Деятельность органов местного самоуправления по управлению вопросами общего характера |
|||||
75.12 |
Государственное управление социальными программами |
|||||
(код ОКВЭД[iii]) |
(наименование вида экономической деятельности) |
|||||
|
||||||
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)
|
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
Обобщенные трудовые функции |
Трудовые функции |
|||||||||||||||
код |
наименование |
уровень квалификации |
Наименование |
Код |
Уровень (подуровень) квалификации |
|||||||||||
А |
Управление и координация работы по формированию и укреплению российской идентичности, развитию гражданского патриотизма, развитию и гармонизации этнокультурного многообразия народов России |
7 |
Планирование, организация и контроль деятельности, направленной на формирование и укрепление российской идентичности и становление гражданского патриотизма |
А/01.7 |
7 |
|||||||||||
Планирование, организация и контроль деятельности по обеспечению государственных гарантий равенства прав, свобод и законных интересов человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств; по предотвращению любых форм ограничения прав и дискриминации по признакам расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. |
А/02.7 |
7 |
||||||||||||||
Планирование, организация и контроль деятельности, направленной на поддержку и развитие языков и культур народов Российской Федерации, на сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов Российской Федерации. |
А/03.7 |
7 |
||||||||||||||
В |
Управление и координация деятельности по профилактике и локализации последствий межнациональных (межэтнических) конфликтов и обеспечению межнационального и межконфессионального согласия;
|
7 |
Планирование, организация и контроль деятельности по профилактике межнациональных (межэтнических) конфликтов и обеспечению межнационального и межконфессионального согласия. |
В/01.7 |
7 |
|||||||||||
Межведомственная плановая координация действий, направленных на профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов и обеспечение межнационального и межконфессионального согласия. |
В/02.7 |
7 |
||||||||||||||
Оперативное управление деятельностью по разрешению и локализации последствий социальных конфликтов, связанных с межнациональным и межконфессиональным взаимодействием. |
В/03.7 |
7 |
||||||||||||||
В |
Управление и координация деятельности по социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов |
7 |
Планирование, организация и контроль деятельности по формированию конструктивного взаимодействия между мигрантами и принимающим сообществом. |
С/01.7 |
7 |
|||||||||||
Планирование, организация и контроль за реализацией мер, направленных на противодействие социальной исключенности мигрантов, пространственной сегрегации и формирования этнических анклавов. |
С/02.7 |
7 |
||||||||||||||
Планирование, организация и контроль деятельности по обеспечению и защите прав беженцев, вынужденных переселенцев, трудовых мигрантов. |
С/03.7 |
7 |
||||||||||||||
III.Характеристика обобщенных трудовых функций |
|
|||||||||||||||
3.1. Обобщенная трудовая функция |
|
|||||||||||||||
Наименование |
Управление и координация работы по формированию и укреплению российской идентичности, развитию гражданского патриотизма, развитию и гармонизации этнокультурного многообразия народов России
|
Код |
А |
Уровень квалификации |
7 |
|
||||||||||
|
|
|||||||||||||||
Происхождение обобщенной трудовой функции |
Оригинал |
Х |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
||||||||||
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
|
||||||||||||
|
|
|||||||||||||||
Возможные наименования должностей |
Специалист по вопросам межнациональных и межкрелигиозных отношений |
|
||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||
Требования к образованию и обучению |
Высшее образование по профилю профессиональной деятельности Рекомендуется обучение по программам повышения квалификации Требуется дополнительное образование в области социологии и психологии формирования гражданской идентичности |
|
||||||||||||||
Требования к опыту практической работы |
Не менее двух лет практической или волонтерской работы в органах государственной власти различного уровня, приближенной к данному виду деятельности |
|
||||||||||||||
Особые условия допуска к работе |
К работе не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации |
|
||||||||||||||
Дополнительные характеристики |
|
|||||||||||||||
Наименование документа |
Код |
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
|
|||||||||||||
ОКЗ2 |
3449 |
Прочий средний персонал государственных служб, не входящий в другие группы |
|
|||||||||||||
1239 |
Руководители подразделений (служб), не вошедшие в другие группы |
|
||||||||||||||
2446 |
Специалисты в сфере социальных проблем |
|
||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||
080504 |
Государственное и муниципальное управление |
|
||||||||||||||
3.1.1. Трудовая функция |
||||||||||
Наименование |
Планирование, организация и контроль деятельности, направленной на формирование и укрепление российской идентичности, становление гражданского патриотизма
|
Код |
А/01.7 |
Уровень (подуровень) квалификации |
7 |
|||||
|
||||||||||
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
Х |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|||||
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
|||||||
|
|
|||||||||
Трудовые действия |
Обеспечение участия в реализации федеральных (региональных) государственных программ, связанных с формированием и укреплением российской идентичности |
|||||||||
Организация территориальной системы мониторинга формирования и укрепления российской идентичности. |
||||||||||
Разработка (с привлечением представителей экспертного сообщества), реализация и оценка эффективности территориальных программ/мероприятий, направленных на укрепление гражданского единства и становление гражданского патриотизма. |
||||||||||
Осуществление деятельности по поддержке общественных инициатив в области укрепления гражданского единства и становления гражданского патриотизма. |
||||||||||
Информационное обеспечение текущей деятельности, взаимодействие со средствами массовой информации |
||||||||||
Ведение соответствующей документации и служебной переписки |
||||||||||
Необходимые умения |
Анализировать международные документы, государственные программы и иные правовые акты с целью их учета в стратегическом планировании и проектировании текущей деятельности |
|||||||||
Осуществлять стратегическое планирование и проектирование текущей деятельности |
||||||||||
Выявлять, анализировать имеющиеся передовые практики на региональном и местном уровне и внедрять их в свою деятельность |
||||||||||
Подбирать эффективные формы и методы деятельности, разрабатывать программы деятельности в соответствии со стоящими задачами. |
||||||||||
Подбирать и/или разрабатывать формы и методы контроля эффективности программ и мероприятий, осуществлять контроль эффективности |
||||||||||
Организовывать взаимодействие с представителями экспертного сообщества по вопросам осуществления текущей деятельности |
||||||||||
Планировать и осуществлять контроль над реализацией государственных заказов, связанных с реализацией текущих планов деятельности |
||||||||||
Организовывать взаимодействие с представителями гражданского общества |
||||||||||
Взаимодействовать с представителями средств массовой информации, осуществлять информационное обеспечение текущей деятельности |
||||||||||
Соблюдать этику межнационального и межконфессионального взаимодействия |
||||||||||
Работать с документами, составлять отчеты по итогам выполнения деятельности |
||||||||||
Необходимые знания |
Государственные программы в области укрепления гражданского единства и становление гражданского патриотизма. |
|||||||||
Этнопсихология |
||||||||||
Этнополитология |
||||||||||
Социология и психология формирования российской идентичности |
||||||||||
Социология и психология гражданского патриотизма |
||||||||||
Технологии разработки и проведения общественных (в т.ч. массовых) мероприятий |
||||||||||
Технологии управления в сфере связей с общественностью (PR менеджмент) |
||||||||||
Технологии стратегического планирования и проектной деятельности |
||||||||||
Религиеведение |
||||||||||
Регионоведение |
||||||||||
Этнополитология |
||||||||||
Документоведение
|
||||||||||
Другие характеристики |
|
|||||||||
|
||||||||||
3.1.2. Трудовая функция |
||||||||||
Планирование, организация и контроль деятельности по обеспечению государственных гарантий равенства прав, свобод и законных интересов человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств; по предотвращению любых форм ограничения прав и дискриминации по признакам расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. |
Код |
А/02.7 |
Уровень (подуровень) квалификации |
7 |
|
|||||
|
||||||||||
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
Х |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|||||
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
|||||||
|
|
|||||||||
Трудовые действия |
Ведение приема граждан по вопросам реализации принципа равноправия граждан независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, связанных с социальной дискриминацией и ограничением по признакам расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. |
|||||||||
Подготовка обоснованных ответов на обращения граждан по вопросам реализации принципа равноправия граждан независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, связанных с социальной дискриминацией. |
||||||||||
Создание территориальной системы раннего выявления и оперативного реагирования на проявления дискриминации в отношении граждан различной национальной принадлежности |
||||||||||
Информационно-просветительская работа с территориальными государственными и муниципальными органами, общественными организациями и населением, направленная на разъяснение недопустимости ограничения прав и дискриминации по признакам расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. |
||||||||||
Информационное обеспечение текущей деятельности, взаимодействие со средствами массовой информации и населением |
||||||||||
Ведение соответствующей документации и служебной переписки |
||||||||||
Необходимые умения |
Осуществлять консультирование граждан и специалистов по вопросам текущей деятельности |
|||||||||
Практические навыки коммуникаций с различными группами населения |
||||||||||
Осуществлять правовое и социальное консультирование |
||||||||||
Анализировать обращения граждан, обеспечивать проверку поступившей информации, готовить необходимые документы, в т.ч. официальные ответы, вести служебную переписку по поводу данных обращений. |
||||||||||
Осуществлять информационно-консультативную поддержку заинтересованных организаций по проблеме предотвращения социальной дискриминации |
||||||||||
Использовать этически и научно корректные формулировки и термины для описания процессов связанных с межнациональными и межконфессиональными отношениями |
||||||||||
Организовывать разработку, экспертизу, публикацию и распространение информационно-просветительских материалов. |
||||||||||
Взаимодействовать с представителями средств массовой информации, осуществлять информационное обеспечение текущей деятельности |
||||||||||
Соблюдать этику межнационального и межконфессионального взаимодействия |
||||||||||
Необходимые знания |
Законодательство Российской Федерации, международные документы в области противодействия социальной дискриминации |
|||||||||
Религиеведение |
||||||||||
Дискриминация как правовой и социально-психологический феномен |
||||||||||
Конфликтология |
||||||||||
Социальная психология |
||||||||||
Этнопсихология |
||||||||||
Социология и психология расизма |
||||||||||
Основы социального конкультирования |
||||||||||
Оказание правовой поддержки |
||||||||||
Основы юридического консультирования |
||||||||||
Технологии управления в сфере связей с общественностью (PR менеджмент) |
||||||||||
Требования к конфиденциальности личной информации, хранению и оперированию персональными данными граждан |
||||||||||
Документоведение |
||||||||||
Другие характеристики |
|
|||||||||
|
||||||||||
3.1.3. Трудовая функция |
||||||||||
Планирование, организация и контроль деятельности, направленной на поддержку и развитие языков и культур народов Российской Федерации, на сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов Российской Федерации. |
Код |
А/03.7 |
Уровень (подуровень) квалификации |
7 |
|
|||||
|
||||||||||
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
Х |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|||||
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
|||||||
|
|
|||||||||
Трудовые действия |
Обеспечение участия в реализации федеральных (региональных) программ государственной поддержки, сохранения и развития языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на подведомственной территории. |
|||||||||
Организация территориальной системы сбора и анализа актуальной информации по вопросам национально-культурной и этноконфессиональной специфики подведомственной территории. |
||||||||||
Информационно-консультативная поддержка представителей органов территориального управления, правоохранительных, образовательных и иных структур по вопросам национально-культурной и этноконфессиональной специфики подведомственной территории. |
||||||||||
Разработка (с привлечением представителей экспертного сообщества), реализация и оценка эффективности территориальных программ/мероприятий, направленных на поддержку и развитие языков народов Российской Федерации, сохранение и развитию этнокультурного многообразия. |
||||||||||
Информационно-правовая поддержка граждан по вопросам обеспечения прав коренных малочисленных народов и национальных меньшинств; ведение приема и обеспечение ответов на обращения. |
||||||||||
Осуществление деятельности по поддержке общественных инициатив (в том числе волонтерского (добровольческого) движения) в области поддержки и развития языков народов Российской Федерации, этнокультурного многообразия. |
||||||||||
Информационное обеспечение текущей деятельности, взаимодействие со средствами массовой информации |
||||||||||
Ведение соответствующей документации и служебной переписки |
||||||||||
Необходимые умения |
Планировать, обеспечивать документацией и осуществлять контроль над реализацией государственных заказов, связанных с осуществлением текущих планов деятельности |
|||||||||
Подбирать эффективные формы и методы деятельности, разрабатывать программы в соответствии со стоящими задачами в области поддержки и развития языков народов Российской Федерации, сохранения и развития этнокультурного многообразия. |
||||||||||
Подбирать или разрабатывать формы и методы контроля эффективности программ и мероприятий в области поддержки и развития языков народов Российской Федерации, сохранения и развития этнокультурного многообразия, осуществлять запланированный контроль |
||||||||||
Организовывать и координировать работу группы специалистов по вопросам сохранения и развития этнокультурного многообразия |
||||||||||
Анализировать обращения граждан, обеспечивать проверку поступившей информации, готовить необходимые документы, в т.ч. официальные ответы, вести служебную переписку по поводу данных обращений |
||||||||||
Осуществлять экспертное консультирование специалистов по вопросам национально-культурной и этноконфессиональной специфики |
||||||||||
Организовывать взаимодействие с представителями гражданского общества |
||||||||||
Разрабатывать систему сбора актуальной информации во вопросам национально-культурной и этноконфессиональной специфики подведомственной территории |
||||||||||
Анализировать и систематизировать собранные данные с использованием современных технологий |
||||||||||
Использовать этически и научно корректные формулировки и термины для описания процессов связанных с межнациональными и межконфессиональными отношениями |
||||||||||
Работать с документами, составлять отчеты по итогам выполнения деятельности |
||||||||||
Необходимые знания |
Государственные программы в области поддержки и развития языков народов Российской Федерации, сохранения и развития этнокультурного многообразия. |
|||||||||
Основы экспертного консультирования |
||||||||||
Этнопсихология |
||||||||||
Технологии стратегического планирования и проектной деятельности |
||||||||||
Регионоведение |
||||||||||
Национально-культурная и этноконфессиональная специфика подведомственной территории |
||||||||||
Религиеведение |
||||||||||
Документоведение |
||||||||||
Другие характеристики |
|
|||||||||
|
||||||||||
3.2. Обобщенная трудовая функция |
|||||||||||
Наименование |
Управление и координация деятельности по профилактике и локализации последствий межнациональных (межэтнических) конфликтов и обеспечению межнационального и межконфессионального согласия
|
Код |
В |
Уровень квалификации |
7 |
||||||
|
|||||||||||
Происхождение обобщенной трудовой функции |
Оригинал |
Х |
Заимствовано из оригинала |
|
|
||||||
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
||||||||
|
|||||||||||
Возможные наименования должностей |
Специалист по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений |
||||||||||
|
|||||||||||
Требования к образованию и обучению |
Высшее образование по профилю профессиональной деятельности Рекомендуется обучение по программам повышения квалификации Требуется дополнительное практико-ориентированное образование в области социальной конфликтологии (например технологии медиации) |
||||||||||
Требования к опыту практической работы |
Не менее двух лет практической деятельности в государственной или общественной организации или волонтерской работы, приближенной к данному виду деятельности |
||||||||||
Особые условия допуска к работе |
К работе не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации |
||||||||||
Дополнительные характеристики |
|||||||||||
Наименование документа |
Код |
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
|||||||||
ОКЗ2 |
3449 |
Прочий средний персонал государственных служб, не входящий в другие группы |
|||||||||
1239 |
Руководители подразделений (служб), не вошедшие в другие группы |
||||||||||
2446 |
Специалисты в сфере социальных проблем |
||||||||||
|
|
||||||||||
080504 |
Государственное и муниципальное управление |
||||||||||
3.2.1. Трудовая функция |
||||||||||
Наименование |
Планирование, организация и контроль деятельности по профилактике и локализации межнациональных (межэтнических) конфликтов и обеспечению межнационального и межконфессионального согласия. |
Код |
В/01.7 |
Уровень (подуровень) квалификации |
7 |
|||||
|
||||||||||
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
Х |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|||||
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
|||||||
|
|
|||||||||
Трудовые действия |
Обеспечение участия в реализации федеральных (региональных) государственных программ, связанных с профилактикой межнациональных (межэтнических) конфликтов и обеспечению межнационального и межконфессионального согласия. |
|||||||||
Организация территориальной системы мониторинга рисков межнациональной и межконфессиональной конфликтности. |
||||||||||
Разработка (с привлечением представителей экспертного сообщества), реализация и оценка эффективности территориальных программ/мероприятий, направленных на профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов и обеспечению межнационального и межконфессионального согласия. |
||||||||||
Осуществление деятельности по поддержке общественных инициатив (в том числе, самоорганизации населения на местном уровне, волонтерского (добровольческого) движения) в области профилактики межнациональных (межэтнических) конфликтов и обеспечения межнационального и межконфессионального согласия. |
||||||||||
Информационное обеспечение текущей деятельности, взаимодействие со средствами массовой информации, общественными организациями и населением |
||||||||||
Ведение соответствующей документации и служебной переписки |
||||||||||
Необходимые умения |
Анализировать международные документы, государственные программы и иные правовые акты с целью их учета в стратегическом планировании и проектировании текущей деятельности |
|||||||||
Осуществлять стратегическое планирование и проектирование текущей деятельности |
||||||||||
Подбирать эффективные формы и методы деятельности, разрабатывать программы деятельности в соответствии со стоящими задачами |
||||||||||
Подбирать и/или разрабатывать формы и методы контроля эффективности программ и мероприятий, осуществлять контроль эффективности |
||||||||||
Организовывать взаимодействие с представителями экспертного сообщества по вопросам осуществления текущей деятельности |
||||||||||
Анализировать и систематизировать собранные данные с использованием современных технологий |
||||||||||
Планировать, обеспечивать документацией и осуществлять контроль над реализацией государственных заказов, связанных с реализацией текущих планов деятельности |
||||||||||
Организовывать разработку, экспертизу, публикацию и распространение информационно-просветительских материалов. |
||||||||||
Взаимодействовать с представителями средств массовой информации, осуществлять информационное обеспечение текущей деятельности |
||||||||||
Соблюдать этику межнационального и межконфессионального взаимодействия |
||||||||||
Работать с документами, составлять отчеты по итогам выполнения деятельности |
||||||||||
|
Умение действовать в кризисных ситуациях, иметь навыки коммуницирования с эмоционально возбужденными группами лиц |
|||||||||
Необходимые знания |
Государственные программы в области профилактики межнациональных (межэтнических) конфликтов и обеспечения межнационального и межконфессионального согласия |
|||||||||
Этнополитология |
||||||||||
Этнопсихология |
||||||||||
Конфликтология |
||||||||||
Педагогика и психология девиантного поведения |
||||||||||
Этика межнационального и межконфессионального взаимодействия |
||||||||||
Национально-культурная и этноконфессиональная специфика территории/региона |
||||||||||
Религиеведение |
||||||||||
Регионоведение |
||||||||||
Этнополитология |
||||||||||
Конфликтология |
||||||||||
Технологии разработка и проведения общественных (в т.ч. массовых) мероприятий |
||||||||||
Технологии управления в сфере связей с общественностью (PR менеджмент) |
||||||||||
Технологии стратегического планирования и проектной деятельности. |
||||||||||
Документоведение |
||||||||||
Другие характеристики |
|
|||||||||
|
||||||||||
3.2.2. Трудовая функция |
||||||||||
Межведомственная плановая координация действий, направленных на профилактику и локализацию последствий межнациональных (межэтнических) конфликтов и обеспечение межнационального и межконфессионального согласия. |
Код |
В/02.7 |
Уровень (подуровень) квалификации |
7 |
|
|||||
|
||||||||||
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
Х |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|||||
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
|||||||
|
|
|||||||||
Трудовые действия |
Организация территориальной системы мониторинга деятельности государственных и негосударственных структур, направленных на профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов и обеспечение межнационального и межконфессионального согласия. |
|||||||||
Создание и поддержка территориального ресурсного центра по профилактике межнациональных (межэтнических) конфликтов и обеспечению межнационального и межконфессионального согласия, содержащего в том числе информацию о текущей деятельности по данному направлению в рамках конкретной территории. |
||||||||||
Информационно-консультативная поддержка действий государственных и негосударственных структур, направленных на профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов и обеспечение межнационального и межконфессионального согласия. |
||||||||||
Вовлечение этнокультурных и общественных объединений, религиозных организаций и иных институтов гражданского общества в развитие межнационального и межконфессионального диалога, противодействие национальной и религиозной нетерпимости. |
||||||||||
Организация системы межведомственного взаимодействия, направленного на профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов и обеспечение межнационального и межконфессионального согласия, обеспечение отсутствия дублирования задач и функций. |
||||||||||
Организация (с привлечением экспертного сообщества) внешней (независимой) экспертизы эффективности территориальной деятельности государственных и негосударственных структур, направленных на профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов и обеспечение межнационального и межконфессионального согласия. |
||||||||||
Информационное обеспечение текущей деятельности, взаимодействие со средствами массовой информации |
||||||||||
Межведомственная координация действий по локализации последствий межнациональных и межэтнических конфликтов |
||||||||||
Ведение соответствующей документации и служебной переписки |
||||||||||
Необходимые умения |
Оценивать риски межнациональной и межэтнической напряженности |
|||||||||
Организовывать и координировать работу группы специалистов по вопросам профилактики межнациональных и межэтнических конфликтов |
||||||||||
Подбирать эффективные формы и разрабатывать материалы для информационно-просветительской работы по вопросам профилактики межэтнических конфликтов |
||||||||||
Организовывать взаимодействие с представителями гражданского общества |
||||||||||
Осуществлять экспертное консультирование специалистов по вопросам профилактики межнациональных и межэтнических конфликтов |
||||||||||
Разрабатывать и согласовывать с соответствующими (компетентными) органами и организациями регламенты действий, направленных на профилактику и локализацию последствий межнациональных (межэтнических) конфликтов |
||||||||||
Осуществлять межведомственное взаимодействие и координацию |
||||||||||
Вступать в контакт и развивать конструктивные отношения с представителями различных этнических групп, в том числе мигрантами |
||||||||||
Соблюдать этику межнационального и межконфессионального взаимодействия |
||||||||||
Работать с документами, составлять отчеты по итогам выполнения деятельности |
||||||||||
Необходимые знания |
Законодательство Российской Федерации, международные документы в области обеспечения межнационального и межконфессионального согласия |
|||||||||
Технологии разработки и проведения мониторинговых исследований |
||||||||||
Основы экспертного консультирования |
||||||||||
Этнопсихология |
||||||||||
Технологии информационно-просветительской деятельности |
||||||||||
Психология межкультурной коммуникации |
||||||||||
Этика межнационального и межконфессионального взаимодействия |
||||||||||
Теория и практика медиации |
||||||||||
Конфликтология |
||||||||||
Документоведение |
||||||||||
Другие характеристики |
|
|||||||||
|
||||||||||
3.2.3. Трудовая функция |
||||||||||
Оперативное управление деятельностью по разрешению социальных конфликтов, связанных с межнациональным и межконфессиональным взаимодействием и локализации их последствий. |
Код |
В/03.7 |
Уровень (подуровень) квалификации |
7 |
|
|||||
|
||||||||||
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
Х |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|||||
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
|||||||
|
|
|||||||||
Трудовые действия |
Организация территориальной межведомственной системы оперативного выявления социальных конфликтов, связанных с межнациональным и межконфессиональным взаимодействием. |
|||||||||
Координация (на территориальном уровне) деятельности структур государственного и муниципального управления и правоохранительных органов в ситуации возникновения социальных конфликтов и/или противоречий, связанных с межнациональным и межконфессиональным взаимодействием. |
||||||||||
Непосредственное участие в (на территориальном уровне) в разрешении социальных конфликтов и/или противоречий, связанных с межнациональным и межконфессиональным взаимодействием. |
||||||||||
Организация взаимодействия с этнокультурными и общественными объединениями, религиозными организациями, институтами гражданского общества, представителями населения с целью использования их потенциала для разрешения социальных конфликтов, связанных с межнациональным и межконфессиональным взаимодействием. |
||||||||||
Организация вовлечения в деятельность по разрешению социальных конфликтов, связанных с межнациональным и межконфессиональным взаимодействием, специалистов в области социальной конфликтологии и технологий посредничества (медиация и др.). |
||||||||||
Информационно-просветительская работа ( в т.ч. со представителями средств массовой информации) по недопущению разжигания межнациональной розни, и иного негативного развития в ситуациях потенциального наличия межнациональных и межконфессиональных противоречий. |
||||||||||
Разработка (с привлечением представителей экспертного сообщества), реализация и оценка эффективности территориальных межведомственных программ/мероприятий, направленных на постконфликтную реабилитацию. |
||||||||||
Информационное обеспечение текущей деятельности, взаимодействие со средствами массовой информации, общественными организациями населением |
||||||||||
Организация работы по локализации последствий конфликтов |
||||||||||
Ведение соответствующей документации и служебной переписки |
||||||||||
Необходимые умения |
Осуществлять межведомственное взаимодействие и координацию |
|||||||||
Оценивать применимость метода урегулирования социальных конфликтов |
||||||||||
Организовывать и обеспечивать эффективность деятельности специалистов в области социальных конфликтов |
||||||||||
Налаживать взаимодействие между сторонами социальных конфликтов |
||||||||||
Осуществлять стратегическое планирование и проектирование текущей деятельности |
||||||||||
Подбирать эффективные формы и методы деятельности, разрабатывать программы деятельности в соответствии со стоящими задачами |
||||||||||
Организовывать разработку, экспертизу, публикацию и распространение информационно-просветительских материалов. |
||||||||||
Взаимодействовать с представителями средств массовой информации, осуществлять информационное обеспечение текущей деятельности |
||||||||||
Соблюдать этику межнационального и межконфессионального взаимодействия |
||||||||||
Работать с документами, составлять отчеты по итогам выполнения деятельности |
||||||||||
Необходимые знания |
Законодательство Российской Федерации, международные документы в области межнационального и межконфессионального взаимодействия. |
|||||||||
Конфликтология |
||||||||||
Технологии разрешения конфликтов (включая медиацию) |
||||||||||
Социальная психология |
||||||||||
Этнопсихология |
||||||||||
Психология межкультурной коммуникации |
||||||||||
Педагогика и психология девиантного поведения |
||||||||||
Этика межнационального и межконфессионального взаимодействия |
||||||||||
Национально-культурная и этноконфессиональная специфика территории/региона |
||||||||||
Религиеведение |
||||||||||
Регионоведение |
||||||||||
Этнополитология |
||||||||||
Технологии управления в сфере связей с общественностью (PR менеджмент) |
||||||||||
Технологии стратегического планирования и проектной деятельности. |
||||||||||
Документоведение |
||||||||||
Другие характеристики |
|
|||||||||
|
||||||||||
3.3. Обобщенная трудовая функция |
|||||||||||
Наименование |
Управление и координация деятельности по социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов |
Код |
С |
Уровень квалификации |
7 |
||||||
|
|||||||||||
Происхождение обобщенной трудовой функции |
Оригинал |
Х |
Заимствовано из оригинала |
|
|
||||||
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
||||||||
|
|||||||||||
Возможные наименования должностей |
Специалист по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений Специалист по вопросам адаптации и интеграции мигрантов |
||||||||||
|
|||||||||||
Требования к образованию и обучению |
Высшее образование по профилю профессиональной деятельности Рекомендуется обучение по программам повышения квалификации Требуется дополнительное образование в области социологии и психологии миграции |
||||||||||
Требования к опыту практической работы |
Не менее двух лет практической работы в госструктурах или общественных организациях или волонтерской работы, приближенной к данному виду деятельности |
||||||||||
Особые условия допуска к работе |
К работе не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации |
||||||||||
Дополнительные характеристики |
|||||||||||
Наименование документа |
Код |
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
|||||||||
ОКЗ2 |
3449 |
Прочий средний персонал государственных служб, не входящий в другие группы |
|||||||||
1239 |
Руководители подразделений (служб), не вошедшие в другие группы |
||||||||||
2446 |
Специалисты в сфере социальных проблем |
||||||||||
|
|
||||||||||
080504 |
Государственное и муниципальное управление |
||||||||||
3.3.1. Трудовая функция |
||||||||||
Наименование |
Планирование, организация и контроль деятельности по формированию конструктивного взаимодействия между мигрантами и принимающим сообществом. |
Код |
С/01.7 |
Уровень (подуровень) квалификации |
7 |
|||||
|
||||||||||
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
Х |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|||||
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
|||||||
|
|
|||||||||
Трудовые действия |
Обеспечение участия в реализации федеральных (региональных) государственных программ, связанных с формированием конструктивного взаимодействия между мигрантами и принимающим сообществом. |
|||||||||
Организация территориальной системы мониторинга характера взаимодействия между мигрантами и принимающим сообществом. |
||||||||||
Разработка (с привлечением представителей экспертного сообщества), реализация и оценка эффективности территориальных программ/мероприятий, направленных на формирование конструктивного взаимодействия между мигрантами и принимающим сообществом. |
||||||||||
Осуществление деятельности по поддержке общественных инициатив (в том числе, местных инициатив, волонтерского (добровольческого) движения) с целью их использования для формирования конструктивного взаимодействия между мигрантами и принимающим сообществом. |
||||||||||
Информационно-просветительская работа с мигрантами и принимающим сообществом, направленная на активизацию конструктивного взаимодействия, гражданский диалог. |
||||||||||
Информационное обеспечение текущей деятельности, взаимодействие со средствами массовой информации |
||||||||||
Ведение соответствующей документации и служебной переписки |
||||||||||
Необходимые умения |
Планировать, обеспечивать документацией и осуществлять контроль над реализацией государственных заказов, связанных с осуществлением текущих планов деятельности |
|||||||||
Подбирать эффективные формы и методы деятельности, разрабатывать программы в области формирования конструктивного взаимодействия между мигрантами и принимающим сообществом соответствии со стоящими задачами |
||||||||||
Подбирать или разрабатывать формы и методы контроля эффективности программ и мероприятий в области формирования конструктивного взаимодействия между мигрантами и принимающим сообществом, осуществлять запланированный контроль |
||||||||||
Подбирать эффективные формы и разрабатывать содержание для информационно-просветительской работы |
||||||||||
Организовывать взаимодействие с представителями гражданского общества |
||||||||||
Использовать корректные формулировки и термины (названия этнических групп и т.п.) |
||||||||||
Вступать в контакт и развивать конструктивные отношения с представителями различных этнических групп, в том числе мигрантами |
||||||||||
Соблюдать этику межнационального и межконфессионального взаимодействия |
||||||||||
Способствовать созданию необходимых условий для формирования мотивации мигрантов к адаптации и интеграции в местное сообщество |
||||||||||
Работать с документами, составлять отчеты по итогам выполнения деятельности |
||||||||||
Необходимые знания |
Законодательство Российской Федерации, международные документы в области миграционной политики |
|||||||||
Государственные программы в области формирования конструктивного взаимодействия между мигрантами и принимающим сообществом. |
||||||||||
Этнополитология |
||||||||||
Основы экспертного консультирования |
||||||||||
Этнопсихология |
||||||||||
Психология межкультурной коммуникации |
||||||||||
Этика межнационального и межконфессионального взаимодействия |
||||||||||
Технологии информационно-просветительской деятельности |
||||||||||
Технологии стратегического планирования и проектной деятельности |
||||||||||
Документоведение |
||||||||||
Другие характеристики |
|
|||||||||
|
||||||||||
3.3.2. Трудовая функция |
||||||||||
Планирование, организация и контроль за реализацией мер, направленных на противодействие социальной исключенности мигрантов, пространственной сегрегации и формирования этнических анклавов. |
Код |
С/02.7 |
Уровень (подуровень) квалификации |
7 |
|
|||||
|
||||||||||
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
Х |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|||||
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
|||||||
|
|
|||||||||
Трудовые действия |
Обеспечение участия в реализации федеральных (региональных) государственных программ, связанных с интеграцией мигрантов |
|||||||||
Организация территориальной системы мониторинга социальной исключенности и пространственной сегрегации мигрантов |
||||||||||
Разработка (с привлечением представителей экспертного сообщества), реализация и оценка эффективности территориальных программ/мероприятий, направленных на противодействие социальной исключенности мигрантов, пространственной сегрегации и формирования этнических анклавов. |
||||||||||
Участие в разработке программ социально-экономического развития региона |
||||||||||
Участие в ведении мониторинга за движением населения на региональном и муниципальном уровне |
||||||||||
Ведение приема граждан по вопросам социальной и культурной адаптации, обеспечение ответов на обращения по данной тематике. |
||||||||||
Осуществление деятельности по поддержке общественных инициатив (в том числе волонтерского (добровольческого) движения в области профилактики социальной исключенности и пространственной сегрегации мигрантов. |
||||||||||
Информационно-просветительская работа с территориальными государственными, муниципальными и негосударственными органами и организациями, направленная на противодействие социальной исключенности мигрантов, пространственной сегрегации и формирования этнических анклавов. |
||||||||||
Информационное обеспечение текущей деятельности, взаимодействие со средствами массовой информации |
||||||||||
Ведение соответствующей документации и служебной переписки |
||||||||||
Необходимые умения |
Планировать, обеспечивать документацией и осуществлять контроль над реализацией государственных заказов, связанных с осуществлением текущих планов деятельности |
|||||||||
Подбирать эффективные формы и разрабатывать содержание для информационно-просветительской работы |
||||||||||
Разрабатывать систему сбора актуальной информации по вопросам социальной исключенности и пространственной сегрегации мигрантов |
||||||||||
Анализировать и систематизировать собранные данные с использованием современных технологий |
||||||||||
Организовывать взаимодействие с представителями гражданского общества |
||||||||||
Организовывать и координировать работу группы специалистов по вопросам противодействия социальной исключенности мигрантов |
||||||||||
Вступать в контакт и развивать конструктивные отношения с представителями различных этнических групп, в том числе мигрантами |
||||||||||
Анализировать обращения граждан, обеспечивать проверку поступившей информации, готовить необходимые документы, в т.ч. официальные ответы, вести служебную переписку по поводу данных обращений |
||||||||||
Использовать корректные формулировки и термины (названия этнических групп и т.п.) |
||||||||||
Соблюдать этику межнационального и межконфессионального взаимодействия |
||||||||||
Работать с документами, составлять отчеты по итогам выполнения деятельности |
||||||||||
Необходимые знания |
Законодательство Российской Федерации, международные документы в области миграционной политики |
|||||||||
Государственные программы в области интеграции мигрантов |
||||||||||
Этнополитология |
||||||||||
Технологии разработки и проведения мониторинговых исследований |
||||||||||
Этнопсихология |
||||||||||
Психология межкультурной коммуникации |
||||||||||
Национально-культурная и этноконфессиональная специфика подведомственной территории |
||||||||||
Технологии информационно-просветительской деятельности |
||||||||||
Требования к конфиденциальности личной информации, хранению и оперированию персональными данными граждан |
||||||||||
Документоведение |
||||||||||
Другие характеристики |
|
|||||||||
|
||||||||||
3.3.3. Трудовая функция |
||||||||||
Планирование, организация и контроль деятельности по обеспечению и защите прав беженцев, вынужденных переселенцев, трудовых мигрантов. |
Код |
С/03.7 |
Уровень (подуровень) квалификации |
7 |
|
|||||
|
||||||||||
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
Х |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|||||
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
|||||||
|
|
|||||||||
Трудовые действия |
Ведение приема граждан по вопросам обеспечения и защиты прав беженцев, вынужденных переселенцев, трудовых мигрантов. |
|||||||||
Информационно-правовая поддержка граждан по вопросам обеспечения и защиты прав беженцев, вынужденных переселенцев, трудовых мигрантов. |
||||||||||
Обеспечение ответов на обращения граждан по вопросам по вопросам обеспечения и защиты прав беженцев, вынужденных переселенцев, трудовых мигрантов. |
||||||||||
Информационно-просветительская работа с территориальными государственными и муниципальными органами и организациями (в том числе привлекающими иностранную рабочую силу), направленная на обеспечение и защиту прав беженцев, вынужденных переселенцев, трудовых мигрантов. |
||||||||||
Информационно-просветительская работа направленная на повышение правосознания и правовой грамотности беженцев, вынужденных переселенцев и трудовых мигрантов. |
||||||||||
Организация территориальной системы межведомственного взаимодействия, направленного на обеспечение и защиту прав беженцев, вынужденных переселенцев, трудовых мигрантов. |
||||||||||
Обеспечение контроля за жилищными условиями беженцев, вынужденных переселенцев, трудовых мигрантов. |
||||||||||
Обеспечение доступа к правосудию беженцев, вынужденных переселенцев, трудовых мигрантов вне зависимости от правового статуса |
||||||||||
Информационное обеспечение текущей деятельности, взаимодействие со средствами массовой информации |
||||||||||
Ведение соответствующей документации и служебной переписки |
||||||||||
Необходимые умения |
Анализировать обращения граждан, обеспечивать проверку поступившей информации, готовить необходимые документы, в т.ч. официальные ответы, вести служебную переписку по поводу данных обращений. |
|||||||||
Осуществлять консультирование граждан и специалистов по вопросам текущей деятельности |
||||||||||
Осуществлять правовое консультирование |
||||||||||
Осуществлять межведомственное взаимодействие и координацию |
||||||||||
Организовывать разработку, экспертизу, публикацию и распространение информационно-просветительских материалов. |
||||||||||
Взаимодействовать с представителями средств массовой информации, осуществлять информационное обеспечение текущей деятельности |
||||||||||
Соблюдать этику межнационального и межконфессионального взаимодействия |
||||||||||
Работать с документами, составлять отчеты по итогам выполнения деятельности |
||||||||||
Необходимые знания |
Законодательство Российской Федерации, международные документы в области защиты прав беженцев, вынужденных переселенцев, трудовых мигрантов |
|||||||||
Требования к конфиденциальности личной информации, хранению и оперированию персональными данными граждан |
||||||||||
Социология и психология миграции |
||||||||||
Психология межкультурной коммуникации |
||||||||||
Социальная психология |
||||||||||
Основы социального консультирования |
||||||||||
Оказание правовой поддержки |
||||||||||
Основы юридического консультирования |
||||||||||
Технологии управления в сфере связей с общественностью (PR менеджмент) |
||||||||||
Документоведение |
||||||||||
Другие характеристики |
|
|||||||||
|
||||||||||
IV. Сведения об организациях-разработчиках профессионального стандарта |
|||
4.1.Ответственная организация – разработчик |
|||
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации |
|||
(наименование организации) |
|||
|
|
|
|
|
(должность и ФИО руководителя) |
|
(подпись) |
4.2.Наименования организаций – разработчиков |
|||
|
Московский городской психолого-педагогический университет |
||
|
Департамент внутренней политики Ямало – Ненецкого Автономного округа
|
||
|
Институт Социологии Российской Академии Наук |
||
|
Институт управления инновациями Казанского Национального исследовательского технологического университета
|
||
|
Министерство по внешним связям, национальной политике, печати и информации Республики Ингушетия
|
||
|
Региональная общественная организация «Содействие. Сотрудничество. Созидание» |
||
|
Региональная общественная организация «Центр миграционных исследований»
|
||
|
Центр этнополитических и региональных исследований
|
||
|
Центр изучения религий Российского государственного гуманитарного университета
|
Опубликован общественно-политический портал "Добрососедство". Мнение автора может не совпадать с мнением редакции, автор отвечает за точность приведенных фактов и оценки. Деятельность эл. СМИ "Добрососедство" поддерживает Фонд развития международных связей "Добрососедство" (www.dobrososedstvo.com)
[i] Профессиональный стандарт оформляется в соответствии с методическими рекомендациями по разработке профессионального стандарта, утверждаемыми Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (пункт 6 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23
«О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов»).
[ii] Общероссийский классификатор занятий.
[iii] Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
[iv] Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих.
[v] Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.
[vi] Общероссийский классификатор специальностей по образованию.
[vii] Общероссийский классификатор начального профессионального образования.
[viii] Общероссийский классификатор специальностей высшей научной квалификации.
[ix] Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих.
[x] Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.
[xi] Общероссийский классификатор специальностей по образованию.
[xii] Общероссийский классификатор начального профессионального образования.
[xiii] Общероссийский классификатор специальностей высшей научной квалификации.
[xiv] Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих.
[xv] Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.
[xvi] Общероссийский классификатор специальностей по образованию.
[xvii] Общероссийский классификатор начального профессионального образования.
[xviii] Общероссийский классификатор специальностей высшей научной квалификации.
Мнения
Ваш комментарий будет первым
Написать комментарий
Все комментарии (0)
Вернуться