Опубликована новая концепция государственной миграционной политики до 2030 года
Президент Владимир Путин подписал указ, определяющий концепцию миграционной политики на 2026–2030 годы. В предыдущие шесть лет госполитика в этой области была направлена на упрощение получения мигрантами патентов и других документов. Теперь ставятся цели увеличить число иностранцев в стране, разделяющих «традиционные ценности», противодействовать формированию этнических анклавов и ускорить переход работодателей к целевому найму трудовых мигрантов, в том числе из безвизовых стран. Конкретный набор мероприятий установит правительство РФ.
Опубликованный вечером 15 октября указ Владимира Путина о концепции миграционной политики до 2030 года состоит из 9 разделов и 46 пунктов. Сейчас число приезжающих в РФ трудовых мигрантов стабильно растет, говорится в документе, и эта тенденция будет сохраняться минимум ближайшие пять лет.
Основным источником пополнения населения и обеспечения экономики трудовыми ресурсами должно оставаться «естественное воспроизводство», сказано в концепции. Мигранты названы в ней «вспомогательным средством для решения экономических проблем».
Политика в отношении последних должна создавать «благоприятный режим для добровольного переселения» иностранцев, способных «органично включиться в систему позитивных социальных связей».
Указ предписывает совершенствовать законодательство и устанавливать «простые, понятные и исполнимые правила» для мигрантов и граждан РФ. Властям даются напутствия, в частности, ускорить переход работодателей к целевому найму мигрантов, в том числе из безвизовых стран, с работой «на конкретном месте на основании трудового договора». Кроме того, следует принять дополнительные меры по повышению ответственности работодателей и снижению нагрузки на медицинскую и социальную системы в части неработающих мигрантов.
Концепция также ставит цель увеличить число иностранцев в стране, разделяющих «традиционные ценности», снизить число детей мигрантов, не учащихся в школах, и противодействовать формированию этнических анклавов в стране.
Из документа также следует, что власти планируют широко внедрять биометрию для контроля в миграционной сфере.
Конкретные меры и целевые показатели в президентском указе не прописаны. До 31 декабря 2025 года правительство должно утвердить план мероприятий по выполнению прописанных в концепции задач и впоследствии (при необходимости) корректировать ее.
По данным ФСБ, в 2024 году иностранцы совершили 16,6 млн визитов в Россию (один человек мог несколько раз въехать в страну), в том числе 5,8 млн — с целью работы (в 2023 году — 15,4 млн и 5,5 млн визитов соответственно). В феврале 2025 года в МВД оценивали число нелегалов в РФ в 670 тыс. человек.
Предыдущая концепция была принята в 2018 году и задавала вектор миграционной политики на период с 2019 по 2025 год. За шесть лет госполитика была в основном выстроена вокруг упрощения получения мигрантами патентов и других разрешительных документов. Законодатели урегулировали вопрос получения гражданства иностранцами, имеющими заслуги перед РФ в области науки, техники, спорта, обороноспособности и безопасности. Также была введена однократная электронная виза.
После теракта в московском «Крокус Сити Холле» в марте 2024 года требования к пребыванию иностранцев в РФ стали ужесточаться. С 1 января 2025 года граждане безвизовых стран могут находиться в России 90 дней суммарно в течение года (а не полугода, как ранее). В феврале 2025 года заработал «реестр контролируемых лиц» для нарушителей закона: попадание туда грозит иностранцу блокировкой счетов, сим-карт и высылкой из страны. С 30 июня всем приезжим из безвизовых стран надо самостоятельно сдать биометрические данные в приложении ruID (минимум за 72 часа до приезда). С 1 сентября приехавшие работать в Москву и Подмосковье иностранцы из безвизовых стран должны установить мобильное приложение и разрешить властям отслеживать их геолокацию.
Новая версия концепции в основном продолжает и уточняет «прежний курс», полагает ведущий научный сотрудник РАНХиГС Евгений Варшавер.
«Документ консервативен в выборе целевых групп мигрантов и вновь выстраивает компромисс между соображениями безопасности и экономического развития. При этом он опирается на набор мифов: что мигранты совершают больше преступлений, чем местные (а это не так), и что мигрантские "анклавы" представляют угрозу, требующую противодействия. На деле такие концентрации в России почти не складываются»,— поясняет эксперт.
Среди новаций в концепции господин Варшавер отмечает «смещение фокуса на работодателей как "ответственных" за поддержание законности и согласия, и акцент на контроле за безопасностью вместо экономического развития». В документе снова нет идеи, что Россия должна активно выходить на рынок международных мигрантов для наращивания человеческого капитала, необходимого для постиндустриального развития, заключает эксперт.


Мнения
Ваш комментарий будет первым
Написать комментарий
Все комментарии (0)
Вернуться