Приезжих – под контроль. Двойное гражданство России и Таджикистана отменят?

В сфере миграции отношения России и Таджикистана можно назвать особенными: только с этой центральноазиатской республикой у Москвы есть соглашение о двойном гражданстве. Оно дает особые права таджикистанцам на территории России и россиянам – в Таджикистане.

Документу – уже 30 лет. Он был подписан еще в 1995 году и на то время имел актуальные цели: содействовать восстановлению Таджикистана после гражданской войны и предоставить возможности носителям русской культуры из этой центральноазиатский республики получить гражданство Российской Федерации, сохранив при этом таджикистанский паспорт.

Но в настоящее время все чаще стали возникать сомнения в актуальности данного соглашения. Так, зампред комитета Госдумы по экономической политике Михаил Делягин направил письмо в правительство, в котором предложил денонсировать договор о двойном гражданстве с Таджикистаном. Он аргументировал свое предложение тем, что цели документа давно достигнуты – за тридцатилетний срок ситуация в республике стабилизировалась, а все тамошние русские, кто желал воспользоваться возможностью получить российский паспорт, давно это сделал.

«Сохранение действия данного договора провоцирует форсированную миграцию в Россию граждан Таджикистана для получения российского гражданства. В результате миграция носит не столько трудовой, сколько социальный (вплоть до случаев возвращения на родину с получением российских пенсий при проживании там) и замещающий характер. Это перегружает российскую систему социального обеспечения, ведет к разрушению сложившегося в России этноконфессионального баланса», – говорится в письме Делягина.

В чем суть института двойного гражданства

Для того чтобы лучше понимать природу двойного гражданства, важно не путать его со вторым гражданством. Несмотря на то что в обоих случаях это означает наличие у человека двух паспортов, различия в этом статусе влекут за собой совершенно иные права и обязанности.

Важной особенностью института двойного гражданства является то, что его обладатели имеют возможность выбирать, в какой из стран они будут нести военную службу и уплачивать налоги. Например, если человек является налоговым резидентом Таджикистана, он будет платить налоги и проходить военную службу исключительно в этой стране. И паспорт России не обязывает его служить еще раз – в армии РФ.

Еще одной особенностью выступает то, что граждане России, получившие паспорт Таджикистана (или наоборот), не обязаны информировать об этом миграционную службу своей страны. Информация об этом передается автоматически, и при пересечении границы РФ или Таджикистана бипатрид может предъявить любой из своих паспортов. За это не предусмотрено никаких санкций.

В отличие от двойного, второе гражданство представляет собой просто получение дополнительного паспорта. Каждая из стран, с которой связан человек, считает его исключительно своим гражданином, поэтому налагает обязательства вне зависимости от того, выполнил ли он их в другом государстве.

Любопытно, что у России соглашение о двойном гражданстве есть только с Таджикистаном. Даже белорусы, с которыми мы строим Союзное государство, могут получить по упрощенной схеме российское гражданство, но оно будет вторым, а не двойным.

Стимул для миграции

Несмотря на то что сроки и способы получения российского гражданства у таджикистанцев не отличаются от представителей других центральноазиатских республик, они куда охотнее получают российский паспорт. Например, за семь лет (с 2016 по 2022 г.) гражданство России получили более 1 млн выходцев из центральноазиатских республик, из которых почти половина пришлась на таджикистанцев. В последующие годы процесс выдачи паспортов замедлился, однако вершина пьедестала остается за РТ.

При этом по масштабам миграции в Россию республика не находится на первом месте. Так, в 2024 году прибыло около 6 миллионов человек, и в лидерах оказался Узбекистан (23,3% из всех мигрантов), Таджикистан занял лишь второе месте с показателем 16,7%, третье и четвертое места поделили приезжие из Киргизии (10,4%) и Белоруссии (9,5%).

Выходит, поток мигрантов из Таджикистана не сильно выделяется на фоне других стран региона, однако его граждане гораздо активнее подают на российское гражданство и получают заветный паспорт, чем, например, узбеки и даже белорусы. Главную роль в сложившейся ситуации играет именно соглашение о двойном гражданстве.

Положение таджиков упрощается, во-первых, тем фактом, что получение российского паспорта абсолютно никак не влияет на их связь с родиной. Институт двойного гражданства позволяет им не сообщать в органы о принятии в гражданство РФ, а также не служить в российской армии. Последний фактор особенно важен на фоне того, что мигрируют из Центральной Азии в основном мужчины молодого возраста.

В то же время для казахстанцев, например, приобретение второго гражданства и вовсе запрещено. Получить российский паспорт можно только сдав казахстанский. Узбекистан, Киргизия, Туркменистан и Азербайджан менее радикальны – там не отнимут документ у своих граждан, которые стали россиянами. Однако на территории РФ не будет принята во внимание их связь с родиной: придется выполнять все обязательства, в том числе отслужить в армии. Даже тем, кто успел сделать это в стране происхождения.

Больше не актуально?

Противники договора о двойном гражданстве с Таджикистаном проявляли себя на протяжении всех тридцати лет действия документа. Однако лишь в последние годы их голоса звучат на уровне российской Госдумы. Призвавший на днях к денонсации соглашения зампред комитета Госдумы по экономической политике Михаил Делягин здесь далеко не «первопроходец». Так, еще два с половиной года назад депутат Госдумы Михаил Матвеев призвал пересмотреть миграционные нормы с Таджикистаном. Он аргументировал это тем, что институт двойного гражданства позволяет выходцам из Центральной Азии получать гражданство России, при этом не участвовать в защите своей новой страны.

«Каждый год "целая армия среднеазиатов", прежде всего таджики, получают российское гражданство, но столь же массово на фронт они не идут, а «умирают за Родину мужчины коренных народов России, прежде всего русские», – говорится в сообщении депутата.

Как видим, в аргументации обоих депутатов Госдумы присутствует констатация, что новые граждане России часто используют второй паспорт для получения всевозможных выгод, однако избегают выполнения своих обязанностей. Однако опасения сторонников денонсации договоренностей с Таджикистаном к этому не сводятся.

Например, тот факт, что при сохранении нынешних темпов иммиграции и вступления в гражданство таджики вскоре могут стать одним из крупнейших народов России и в будущем претендовать на автономию. Такой вариант развития событий беспокоит в связи с тем, что мигранты из РТ уязвимы для религиозной радикализации, особенно с учетом высокого уровня террористической активности в некоторых странах региона. Хотя большинство мигрантов – мирные трудовые работники, радикальные элементы могут использовать миграцию для распространения экстремистских идей. Что самым жестоким образом подтвердил теракт в «Крокус Сити Холле».

Кроме того, несмотря на несколько веков жизни в одном государстве, жители Центральной Азии остаются представителями иной – традиционной, восточной – культуры, что усложняет их интеграцию в российское общество. Если поток приезжих будет сохранять высокие темпы или увеличиваться, это способно создать угрозу общественной дестабилизации, в том числе вызвать рост националистических настроений. Как выразился депутат Делягин, это ведет к «разрушению сложившегося в России этноконфессионального баланса».

Вопросы относительно сохранения института двойного гражданства возникают и в связи с утратой его актуальности. Нормы были введены в условиях гражданской войны в Таджикистане, а также спустя считаные годы после развала Советского Союза, когда миллионы русских остались жить за пределами России, в новых суверенных республиках. За 30 лет ситуация успела измениться и теперь вполне логично задаться вопросом: почему у Таджикистана должно по-прежнему оставаться привилегированное положение по сравнению с другими республиками региона?

Общая тенденция

Предложение Делягина выглядит логичным на фоне изменений общей миграционной политики России. Правила для мигрантов постепенно ужесточались все последние годы, но особенно резко этот процесс пошел после теракта в «Крокус Сити Холле» в марте 2024 года. В результате этой трагедии, когда при стрельбе, взрывах и пожаре погибли 145 человек, а более 500 получили ранения, были арестованы четыре предполагаемых исполнителя, все они – граждане Таджикистана. Также среди подозреваемых в пособничестве оказались несколько других выходцев из этой страны. После этого глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин выразил озабоченность по поводу роста числа преступлений, совершённых мигрантами.

В ответ на эти события власти РФ приняли несколько важных законов. Так, МВД позволили высылать гастарбайтеров без судебного решения, если те нарушили правила пребывания в России. Также вступил в силу закон, согласно которому новоиспечённые граждане обязаны стать на воинский учёт, иначе они могут лишиться паспорта. Кроме того, иностранцам теперь нельзя покупать сим-карты без сдачи биометрии.

В ноябре прошлого года несколько новых миграционных норм подписал президент. Один из них разрешает без решения суда блокировать сайты, которые продают приезжим поддельные документы. Другой закон запрещает сдавать экзамены по русскому языку частным посредникам – теперь этим должны заниматься только государственные организации. Третий закон говорит о том, что для мигрантов с нелегальным статусом совершение преступления будет считаться отягчающим обстоятельством.

Теперь также запрещено зачисление в школы детей, которые не знают русский язык. Кроме того, планируется более строгая видеофиксация на экзаменах для иностранцев. Также обсуждается создание списка профессий, в которых не смогут работать гастарбайтеры. Вячеслав Володин, председатель Госдумы, отметил, что в таких сферах, как образование, здравоохранение и воспитание, должны работать исключительно граждане России, и привлекать мигрантов в эти области он считает неправильным.

Пересмотр миграционной политики является следствием масштабных изменений самого Российского государства. В связи с тем, что страна активно отстаивает собственные национальные интересы, Запад вступил с Москвой в жесткую конфронтацию. В тяжелых внешних условиях ужесточение миграционной политики и увеличения контроля над приезжими – это комплексная мера, продиктованная необходимостью обеспечивать безопасность, экономическую стабильность и сохранение культурной идентичности.

Поэтому есть вероятность, что вопрос двойного гражданства с подачи ряда депутатов действительно будет пересмотрен.  При этом важно понимать, что этот шаг не будет недружественным по отношению к Таджикистану. Он будет означать лишь уравнивание условий для приезжих из всех республик региона.

https:

Вернуться назад Версия для печати