Таможенный союз: надежды или разочарования?
Кыргызстан

Кыргызстан вошел не только в Таможенный, но и Евразийский экономический союз. Сообщалось, что ЕАЭС обеспечит свободное обращение рабочей силы, услуг и капитала. Для Кыргызстана значимым является облегчение положения трудовых мигрантов. Дешевая рабочая сила и электроэнергия в стране также создают благоприятные условия для привлечения капитала. Кроме этого, обещали развитие сельскохозяйственного производства, швейной отрасли и создание больших возможностей для экспорта отечественной продукции. Но мы видим иную ситуацию.

Пугающий застой на автомобильном рынке

Закон о ведении запрета на ввоз в страну праворульных автомобилей был принят в феврале. Большинство продавцов  автомобилей на мини-рынке в селе Лебединовка отмечают, что с нового года торговля практически не идет.

Спрос на праворульные авто резко снизился и на авторынке «Азамат» в Сокулукском районе. Доставка леворульных машин обходится намного дороже, в связи с чем стоимость их дороже, поэтому спрос на эти автомобили небольшой.

Кроме этого, сейчас большинство продавцов уходят с отечественного рынка, получив возможность прямой доставки товара на казахстанский рынок. Частные предприниматели, занимающиеся доставкой и продажей автомобилей, отмечают, что активизировать авторынок Кыргызстана будет очень трудно.

Например, по словам анонимного коммерсанта в 2014 году он еженедельно продавал по две леворульные машины, а за одно полугодие 2015 года он сумел реализовать всего два автомобиля. «Цены на авто резко снизились. Например, в 2013-14 годы автомобиль марки Lexus GX 470 2003 года выпуска стоил 23 тыс. долларов, а сейчас такое же авто 2006 года выпуска стоит 20 тысяч долларов. Прошлым летом Lexus GX 470 2006 года выпуска продавался за 28-32 тыс. долларов», - рассказал предприниматель.

Надежды не оправдались...

По информации Нацстаткома, за пять месяцев 2015 года рост ВВП составил в Кыргызстане 107 млрд сомов, рост сравнительно с показателем предыдущего года составил 8,4%. Без учета «Кумтора» рост немногим меньше – 5,6%. Рост в строительной отрасли составил 16%, в сфере услуг – 7,2%, инвестиции в основной капитал – 7,2%. Главным образом инвестиции вложены в перерабатывающую отрасль, гостиничный и ресторанный бизнес, транспортную и коммуникационную сферы. Но в экономике сохраняются и негативные тенденции. Например, после вступления Кыргызстана в ЕАЭС объем производства в швейной отрасли упал до 30%. Одной из причин является некачественное сырье. Напомним, именно швейное производство стояло во главе списка приоритетных экспортоориентированных отраслей.

Помимо этого наблюдается застой на рынке Дордой, который процветал за счет реэкспорта в соседние страны товаров из третьих стран: Китая, Турции, Арабских Эмиратов и других. Коммерсанты с начала прошлого года бьют тревогу в связи с резким снижением объема реэкспорта.

Мигранты – это мигранты, а как насчет крестьян?

Действительно, положение наших трудовых мигрантов в России заметно облегчилось по части получения разрешительных документов и условий пребывания. Но это в свою очередь привело к резкому увеличению миграционного потока.

Что касается наших фермеров и крестьян, то они потерпели убытки. Например, таласские земледельцы не могут сбыть выращенную фасоль по сходной цене. Вопрос был рассмотрен на уровне правительства, идет поиск путей решения этой проблемы. Кочкорские крестьяне выступили с заявлениями, что не могут сбыть выращенный урожай картофеля и вернуть затраченные средства.

Сообщается, что в настоящее время рынки Бишкека затоварены казахстанской мукой. Анализируя происходящее, приходишь к выводу, что, рассчитывая на экспорт, мы не учли возможности других стран.

Шабдан Абылгазы уулу

gezitter.org

Вернуться назад Версия для печати