Владимир Зорин. Этноконфессиональные общественные организации в решении задач некоммерческого сектора России на современном этапе
Россия

Зорин Владимир Юрьевич:  Председатель Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений.

Институт этнологии и антропологии РАН имени Н. Н. Миклухо-Маклая

119991, г. Москва, Ленинский проспект, д. 32а, Российская Федерация,

профессор факультета политологии МГУ им. М.В. Ломоносова

4 ноября в Москве завершил работу очередной форум Общественной палаты РФ «Сообщество». Он традиционно выступает как площадка для диалога между чиновниками, предпринимателями, гражданскими активистами и представителями НКО. На дискуссионных платформах форума оценивались социально ориентированные федеральные и региональные практики, поднимались актуальные проблемы и обсуждались возможные пути их решения.

В 2021 году форум «Сообщество» под общей тематикой «Диалог ради изменений» был посвящен вопросам развития волонтерского движения. В приветственном слове Президента РФ В.В. Путина «важность объединения усилий общественных организаций, направленных на поддержку медицинских работников и граждан, которые оказались в сложной ситуации». Секретарь Общественной палаты РФ Лидия Михеева в своем выступлении  отметила, что общественные палаты сейчас представляет все основные институты гражданского общества. Эта система позволяет выявить максимальное количество проблем, мнений, позиций граждан и донести их до власти. В докладе ею были обозначены основные направления работы ОП РФ. Среди них контроль за реализацией национальных проектов, решение проблем демографии и народосбережения, вопросы поддержки семей с детьми, участие в разработке проектов федеральных законов, помощь некоммерческому сектору и волонтерскому движению, борьба с недостоверной информацией о вакцинации. «Мы стараемся быть тем самым рупором, благодаря которому голос отдельного гражданина может быть услышан депутатами, министрами, чиновниками федерального уровня», — добавила она.

Работа двухдневного форума была организована на 15-ти тематических треках, в том числе: 1) «2021: диалог о главном»: 2) Нацпроекты, 3) Поддержка общественных организаций; 3) Экология; 4) глобальное гражданское общество; 4) Общественный контроль; 5) Сообщество молодых специалистов; 6) «Поддержка общественных организаций»; 7) «Патриотическое воспитание»; 8) «Глобальное гражданское общество»; 9) «Территориальное развитие»; 10) «Демография»; 11) «Кибербезопасность»; 12) «Общественный контроль». Участники обсудили новые возможности, открывающиеся для гражданского общества в связи с председательством ОП РФ в Международной ассоциации экономических и социальных советов и схожих институтов (МАЭСССИ), подвели итоги общественного наблюдения за выборами в сентябре 2021 года, рассмотрели изменение роли общественных институтов и волонтерства в эпоху пандемии, а также познакомятся с результатами второго рейтинга «Регион НКО».

За два дня работы форума члены Общественной палаты РФ провели более 30 дискуссионных площадок, участие в форуме в разных форматах приняли более 5000 человек[1].  Выработанные на форуме предложения войдут в доклад Общественной палаты РФ о состоянии гражданского общества в России, который впоследствии представят президенту РФ.

Национально-культурные общественные объединения и религиозные организации являются на сегодняшний день важным сегментом сложной инфраструктуры российского некоммерческого сектора. Об этом свидетельствуют цифры. По последним данным Минюста РФ, озвученным на заседании Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям  в стране действует более 10 тысяч национально-культурных объединений, в том числе 1210 национально-культурных автономий, зарегистрировано 31,7 тыс. религиозных организаций[2]. Постоянный рост количества национально-культурных автономий и религиозных организаций России отмечен и на заседании Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям в марте 2021 года [3].

Нельзя не отметить важную роль национально-культурных и религиозных организаций в жизни общества, поскольку они выполняют серьезную социальную функцию, способствующую сохранению российской государственности. Эта роль особо возрастает в свете глобальных изменений, происходящих в России и в мире, отражающихся на общественной сфере России, в том числе в части межнациональных и межрелигиозных отношений. Конституция РФ с учетом поправок 2020 года является гарантом конструктивного развития межнациональных отношений в России, обеспечивая равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения (ст. 19). В основном законе закреплено право каждого  на создание общественных объединений, свобода деятельности которых гарантируется (ст. 30). Особую важность имеют поправки, которые прямо предусматривают участие институтов гражданского общества в реализации целей и задач государственной политики (ст. 114), а также в сохранении культуры многонационального народа Российской Федерации (ст. 67.1,68,69)[4].

Опыт Общественной палаты Российской Федерации как площадки для коммуникации представителей традиционных конфессий и национально-культурных общественных объединений Российской Федерации уникален. Сегодня в 52 региональных общественных палатах имеются профильные комиссии, занимающиеся межнациональными, межконфессиональными отношениями, вопросами миграции. В 17 регионах эти вопросы входят в полномочия комиссий по культуре, образованию, духовно-нравственному воспитанию и развитию гражданского общества. В семи субъектах имеется профильные рабочие группы[5]. Учет разных позиций, постоянный диалог и поиск компромиссов – важная составляющая обеспечения стабильности этноконфессиональной сферы России.

Профильной комиссией ОПРФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений реализуется практика проведения совместных заседаний с федеральными органами власти и Комиссиями Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям по актуальным вопросам реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года.

Отмечу, что сегодня этноконфессиональный сегмент некоммерческого сектора России готов к участию в реализации общенациональных проектов и решении государственных задач. Одной из тем обсуждения форума «Сообщество» стали вопросы проведения Всероссийской переписи населения. Был представлен отдельный доклад о наиболее распространенных «фейках», связанных с переписью. Всего выделено 5 наиболее распространенных заблуждений, которые обсуждаются в социальных сетях. В докладе отмечено, что главная задача авторов этих сообщений – посеять скепсис и недоверие к организаторам переписи и переписчикам. Сегодня, когда по предварительным данным в переписи населения приняли участие 99% от лиц, ответивших на вопрос о намерении участвовать в переписи населения положительно (по данным ВЦИОМ это 85% от населения страны). Очевидно, что «фейкотворцы» не достигли успеха. Этот результат достигнут, в том числе, благодаря вкладу общественных объединений и их волонтерским усилиям. Как известно, весьма высокий уровень недоверия к переписи и ее организаторам характерен именно для мест компактного проживания (часто отдаленного) отдельных народов. В период проведения переписи тысячи общественных активистов национально-культурных и религиозных объединений вели работу с населением, объясняли важность переписи и необходимость участия в ней для каждого гражданина. Сегодня мы видим, что эти усилия не прошли бесследно. Не зафиксировано никаких массовых акций протеста, коллективных отказов от участия в переписи и других инцидентов. Это ли не результат? На данном примере деятельность профильной комиссии ОПРФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений наглядно демонстрирует, насколько полезным и эффективным может быть некоммерческий сектор в решении общегосударственных задач.

На площадке Общественной палаты РФ Комиссией реализуется практика проведения совместных заседаний с федеральными органами власти и Комиссиями Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям по актуальным вопросам реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года.

Так, 9 сентября 2020 года в Общественной палате РФ состоялся Всероссийский семинар-совещание с общественными палатами субъектов Российской Федерации «Об актуальных задачах реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года»[6]. Благодаря использованию онлайн-технологий, в мероприятии приняли участие абсолютное большинство общественных палат субъектов Российской Федерации. По итогам семинара-совещания были подготовлены рекомендации, вошедшие в печатный сборник материалов семинара-совещания. Участники мероприятия отметили необходимость активного участия Общественной палаты РФ, общественных палат субъектов Российской Федерации в выработке управленческих решений, направленных на исполнение государственной программы Российской Федерации «Реализация государственной национальной политики», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 года № 1532, а также плана мероприятий по реализации в 2019 – 2021 годах Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2018 года № 2985-р.

В соответствии с рекомендациями этого семинара-совещания был дан старт проведения совместных заседаний Комиссии ОП РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений с общественными палатами субъектов РФ и консультативно-совещательными органами при высших должностных лицах субъектов Российской Федерации на тему: «Об актуальных задачах реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года».

В 2021 году рамках проводимой работы состоялось уже 5 совместных заседаний круглых столов, на которых были рассмотрены следующие вопросы:

- итоги заседания Совета по межнациональным отношениям при Президенте Российской Федерации от 30 марта 2021 года;

- основные темы послания Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию от 21 апреля 2021 года;

- факторы дестабилизации в период проведения Всероссийской переписи населения 2021 года;

- использование исторических дат, памятников и мемориалов в деструктивных целях;

- практики социально ориентированных некоммерческих организаций в сфере социально-культурной адаптации иностранных граждан и их интеграцию в российское общество;

- итоги реализации мероприятий федеральных национально-культурных автономий и иных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в сфере реализации государственной национальной политики Российской Федерации;

- ход работы по учету лиц, относящихся к коренным малочисленным народам. Участники обсудили два проекта федеральных законов  «О внесении изменений в Федеральный закон «О национально-культурной автономии» в части совершенствования правового положения национально-культурных автономий» и  «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации».

В период работы над поправками в Конституцию РФ по предложению Общественной палаты[7], в Конституции РФ закреплено полномочие Правительства по осуществлению мер по поддержке институтов гражданского общества, в том числе НКО, и обеспечению их участия в выработке и проведении государственной политики.

Накопленный опыт общественных палат позволяет транслировать его как в регионах, так и в профильных ведомствах федерального уровня, ответственных за реализацию госнацполитики, и в экспертном сообществе. Возрастает и степень информационного присутствия членов Комиссии в медиапространстве: СМИ регулярно обращаются в Комиссию за экспертными комментариями в сфере этнополитики.

Одной из ближайших задач в сотрудничестве с органами государственной власти должно стать расширение сферы деятельности комиссии за счет создания подобных профильных комиссий в региональных, и где это требуется, муниципальных общественных советах. Одна из важнейших задач комиссии – помочь в работе региональных общественных палат по реализации документов стратегического планирования в нашей сфере ответственности.

Результаты координированной и сплоченной работы Комиссии хорошо видны по опыту работы с последствиями пандемии коронавируса. Еще в ноябре 2020 года Общественная палата одной из первых обратила внимание на тяжелое положение СО НКО от введенных ограничительных мер, и предложила предоставить им меры государственной поддержки по аналогии с субъектами малого и среднего предпринимательства. Рекомендации, направленные на сохранение и повышение устойчивости организаций, деятельность которых направлена на помощь социально уязвимым категориям граждан, были представлены в Правительство Российской Федерации[8].

В марте 2020 года посредством организации «горячей линии» #ВместеНКО была собрана информация о наиболее актуальных проблемах НКО, в том числе религиозных организаций. 13 июля 2021 года Общественной палатой был проведен круглый стол на тему «Меры государственной поддержки религиозных организаций в период пандемии COVID-19 и их участие в конкурсных процедурах по предоставлению субсидий и дальнейшего включения их в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций», в котором приняли участие представители более 40 различных религиозных организаций. В ходе мероприятия участникам были представлены методические и статистические материалы по вопросам оказания мер поддержки религиозным организациям в период пандемии, вызванной распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19, а также рассмотрены вопросы предоставления грантов Фондом президентских грантов и порядка формирования документации для участия в конкурсных процедурах.

По результатам работы государством на поддержку СО НКО было выделено льготных кредитов на возобновление деятельности 1008 СО НКО на сумму 2 744,6 млн руб. Для сравнения на те же цели кредиты получили 208 107 субъектов малого и среднего предпринимательства на сумму 270 306,92 тыс. руб.[9]

Кроме того, в 2020 году некоммерческие организации воспользовались следующими мерами поддержки:

-       освобождение от уплаты авансовых платежей для 1742 СО НКО в сумме 162 млн руб.[10];

-       освобождение от уплаты страховых взносов для 24,2 тыс. СО НКО на сумму 8,8 млрд руб.[11];

-       социальный налоговый вычет по НДФЛ для 6166 налогоплательщиков на общую сумму 1,4 млрд. руб.[12]

Для поддержки СО НКО в период борьбы с распространением коронавирусной инфекции был проведен специальный внеочередной конкурс Фонда президентских грантов. По результатам независимой экспертизы победителями конкурса стали 900 организаций. Общая сумма грантов Президента Российской Федерации в рамках специального конкурса составила 2 млрд руб.[13]

Таким образом, скоординированная работа Общественной палаты и Правительства РФ позволила защитить некоммерческий сектор России от последствий пандемии. В свою очередь, имея поддержку, некоммерческие организации оказали помощь миллионам нуждающихся граждан.

 

Общественные палаты и экспертное сообщество

Важную роль в реализации государственной национальной политики играет и экспертное сообщество. В России есть авторитетные академические учреждения, которые своими научными трудами обеспечивают фундаментальную базу знаний об этнокультурном многообразии России, традициях и обычаях ее народов, существующих проблемах и перспективах развития. Среди них следует, прежде всего, назвать институты этнологии и антропологии, российской истории, востоковедения, славяноведения Российской академии наук. Есть профильные научные подразделения в региональных научных институтах и центрах, а также кафедры при ряде федеральных университетов. Из наиболее известных сетевых сообществ можно назвать общественную организацию «Сеть этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов» и ООО «Этноконсалтинг».

С 2014 года действует Распределенный научный центр межнациональных отношений и религиозных проблем, который объединяет экспертов 14 вузов с базовыми РГГУ и Институтом этнологии и антропологии РАН. Основная цель РНЦ – мониторинг, экспертирование и прогнозирование состояния межэтнических этноконфессиональных отношений. Программными продуктами исследований проектов РНЦ являются результирующие индикаторные таблицы этнологического мониторинга, которые позволяют не только сопоставить результаты, но и сформировать целостное, творческое понимание проблем, противоречий, конфликтов. Также индикаторные таблицы позволяют экспертам на базе оригинального эмпирического материала подготовить коллективные экспертные доклады, в которые выявлены как позитивы, так и негативы межэтнических отношений в самом широком их выражении, в том числе, и широкие этносоциальные установки молодежи в регионах. Закономерно, что РНЦ был образован как результат взаимодействия отраслевого органа исполнительной власти – Министерства образования и науки РФ с гражданским обществом в лице региональной общественной организации «Содействие этнологическому мониторингу и раннему предупреждению конфликтов».

В своей работе институты гражданского общество и государство  нацелены на самое широкое сотрудничество с экспертным сообществом по разным вопросам. В числе экспертов наиболее значимую роль играют юристы, антропологи/этнологи, специалисты в области образования и некоторые другие. Роль экспертной поддержки наиболее значима там, где имеет место сложный состав населения, и имеются проблемы в отношениях между этническими, конфессиональными и расовыми группами. В последние годы актуализировалась проблема необходимости этнологической экспертизы деятельности крупных добывающих компаний в районах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера. Деятельность крупных корпораций без привлечения экспертов уже привела к осложнению ситуации в Таймырском Долгано-Ненецком районе в 2018 году, когда после начала освоения Западно-Иркинского месторождения стали появляться инициативные группы по пересмотру статуса данной территории в составе Красноярского края вплоть до выхода из состава субъекта. В 2020 году отсутствие экспертной поддержки и общественного обсуждения, при планировании интеграции субъектов, отодвинуло намного назад дискуссии об объединении Ненецкого автономного округа и Архангельской области: протестные настроения в округе тали настолько популярны, что большинство населения территории высказалось против поправок в Конституцию РФ. Эти факты подтверждают необходимость всесторонней проработки, в том числе общественной и экспертной, любых шагов, принимаемых в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений.

Вторым направлением работы является законотворчество. В последние несколько лет на платформе Общественной палаты Российской Федерации при участии органов власти, бизнеса и некоммерческого сектора проводится общественная экспертиза проектов законодательных и иных нормативных правовых актов. Это важная форма осуществления общественного контроля над деятельностью органов государственной власти. Так, комиссией по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений самостоятельно и совместно с другими комиссиями было проведено 4 общественные экспертизы законопроектов («нулевые чтения»), в том числе, например, наиболее обсуждаемых проектов федеральных закона № 834162-7 «О внесении изменения в статью 3 Закона Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации» и законопроекта «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации».

 

Выводы

Результатом целенаправленного комплексного подхода к реализации Стратегии в течение последних лет стало формирование особой инфраструктуры – сети организаций в сфере государственной̆ национальной̆ политики, которая включает государственные и региональные органы власти, а также, что самое главное, институты гражданского общества.

Можно с уверенностью констатировать, что Совет при Президенте по межнациональнымотношениям, Общественная палата РФ и Ассамблея сегодня являются наиболее референтными представителями для подавляющего большинства национально-культурных и прочих некоммерческих организаций, построенных по этническому принципу. 

Важной задачей государственной национальной политики сегодня является вопрос межведомственного согласования и отсутствия вертикальной структуры, которая сопровождает государственную национальную политику. Эту нишу могли бы заполнить Комиссии Общественной палаты РФ и Общественные палаты субъектов РФ: комиссии Общественной палаты РФ являются уникальной площадкой для объединения ресурсов различных акторов межнациональных и межконфессиональных отношений – органов исполнительной и законодательной власти, институтов гражданского общества, экспертных сообществ.

С возрастанием количества этнически ориентированных общественных объединений их роль в реализации государственной национальной политики РФ будет становиться все более  значимой. Важной задачей на предстоящий период остается участие институтов гражданского общества в наблюдении за организацией и проведением выборов и общественном контроле за проведением Всероссийской переписи населения.

Говоря о работе институтов гражданского общества в целом, следует отметить, что приоритетной задачей для ее членов является поиск эффективных путей консолидации российской гражданской нации; повышение качества экспертизы состояния межнациональных отношений в нашей стране, своевременное выявление существующих рисков и обсуждение возможных способов их урегулирования, а также развитие системы общественного контроля, которая объединяет активных и ответственных членов гражданского общества.

Очевидно, что институты гражданского общества должны развиваться, привлекая все спектры общественности в свою детальность в сфере межнациональных отношений. Подобная модель управления этнополитикой, в основе которой лежит взаимодействие и доверие между  всеми ветвями и уровнями власти, институтами гражданского общества и экспертным обеспечением, позволит реализовать двуединую задачу – формирование российской нации и этнокультурное развитие всех народов, населяющих нашу многонациональную страну.

Как видно, деятельность национально-культурных и религиозных общественных объединений не замыкается только на сфере соответствующих им общественных отношений. Они могут принимать участие в различных направлениях работы некоммерческого сектора, вносить в клад в укрепление не только межнационального согласия, но и в укрепление гражданского единства России в целом.

[1] https://www.oprf.ru/news/pobediteley-konkursa-moy-proekt--moey-strane-nagradili-na-itogovom-forume-soobshchestvo

[2] Данные предоставлены Минюстом РФ по запросу Общественной палаты РФ.

[3] Под председательством Владимира Путина в режиме видеоконференции состоялось заседание Совета по межнациональным отношениям [Электронный ресурс]: Президент России. URL.: http://www.kremlin.ru/events/president/news/65252 (дата обращения: 30.08.2021).

[4] Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: Официальный интернет-портал правовой информации. URL.: http://www.publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202003140001 (дата обращения: 30.08.2021).

[5] Информация предоставлена Общественной палатой РФ.

[6] В Общественной палате Российской Федерации обсудили реализацию Стратегии государственной национальной политики до 2025 года [Электронный ресурс]: Федеральное агентство по делам национальностей. URL.: https://fadn.gov.ru/press-centr/news/v-obshhestvennoj-palate-rossijskoj-federaczii-obsudili-realizacziyu-strategii-gosudarstvennoj-naczionalnoj-politiki-do-2025-god (дата обращения: 30.08.2021).

[7] По итогам общественного обсуждения проекта Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации № 885214-7 «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти».

[8] ОП РФ призывает ввести дополнительные меры поддержки НКО [Электронный ресурс]: Сайт Общественной палаты Российской Федерации. URL.: https://www.oprf.ru/press/news/2617/newsitem/55849 (дата обращения: 30.08.2021).

[9] На 6 октября 2020 года. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2020 № 696.

[10] В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 08.06.2020 №172-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

[11] В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 08.06.2020 №172-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

[12] В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 219 Налогового кодекса Российской Федерации.

[13] Официальный сайт фонда президентских грантов: https://xn—80afcdbalict6afooklqi5o.xn—p1ai/public/news/900-nko-poluchat-podderzhku-na-summu-2-mlrd-rubley-po-itogam-spetsial%27nogo-konkursaprezidentskikh-grantov   

Вернуться назад Версия для печати