Регулирование миграционных правоотношений: обеспечить комплексный подход

В Общественной палате РФ 17 ноября прошли общественные слушания на тему «Актуальные вопросы совершенствования миграционного законодательства».

Председатель Комиссии Общественной палаты РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Владимир Зорин напомнил, что во исполнение поручений Президента РФ по реализации концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025 годы осуществляется комплексное реформирование миграционного законодательства, а Министерством внутренних дел Российской Федерации подготовлена для рассмотрения концепция проекта нормативного правового акта в сфере миграции. В связи с этим ОП РФ проводит общественные слушания, на которые приглашены представители МВД России, ФАДН России, федеральных и муниципальных органов государственной власти, общественных советов при федеральных органах исполнительной власти, институтов гражданского общества, национально-культурных объединений, работодателей, СМИ, пояснил он.

Председатель Комиссии Общественной палаты РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК Александр Воронцов подчеркнул важность и актуальность реформирования миграционного законодательства и предложил участникам озвучить замечания и предложения к разработанной концепции, которые в дальнейшем могут быть включены в законопроект.

Валентина Казакова, начальник Главного управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел РФ, считает, что происходящие в обществе процессы требуют более быстрого реагирования в плане изменения законодательства, которое должно соответствовать текущему моменту, тогда как начиная с 90-х годов прошлого века правовое регулирование иностранных граждан, находящихся на территории РФ, осуществлялось фрагментарно, только в 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» за 18 лет было внесено 105 изменений.

«Точечные изменения не приводят к качественному улучшению правоотношений в миграционной сфере и формированию отвечающей интересам РФ миграционной системы. Очевидно, что миграционное законодательство нуждается в проведении последовательной систематизации, — убеждена Валентина Казакова. — Комплексный подход к регулированию миграционных правоотношений позволит обеспечить единое государственное стратегическое планирование в сфере миграции, направленное на решение социально-экономических, демографических и иных задач национальной безопасности, в том числе минимизацию неконтролируемой миграции, которая способствует усилению национализма, политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и созданию условий для возникновения разного рода конфликтов».

По ее словам, концепция нового федерального закона подразумевает упрощение процедуры получения российского гражданства и трудоустройства иностранных граждан, изменяет режимы пребывания и унифицирует статусы пребывания иностранных граждан в РФ, отменяет разрешение на временное проживание, упрощает порядок оформления различных документов, в том числе за счет увеличения роли электронного документооборота и т. д.

По мнению члена Общественного совета при МВД России Владимира Волоха, важную роль в реализации миграционной политики играют институты гражданского общества — общественные, неправительственные и другие организации, в том числе в части осуществления функции общественного контроля за формированием и исполнением миграционного законодательства, а также оказания помощи различным категориям мигрантов. Владимир Волох поддержал концепцию и отметил предпринятые МВД России меры по продлению сроков пребывания иностранных граждан в РФ в период пандемии в целях недопущения роста количества мигрантов с нерегулируемым правовым статусом. Эту работу важно продолжить, распространив на все категории мигрантов, которые из-за кризиса оказались в крайне сложной ситуации.

Член Комиссии Общественной палаты РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений ОП РФ Сергей Ряховский предложил предусмотреть в концепции особый статус краткосрочной визы для религиозных деятелей, которые приезжают в РФ на несколько дней или недель для осуществления своей деятельности. 

Заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Альбир Крганов рассказал, что уже 25 регионов страны подключилось к проекту Центра правовой защиты и культурной адаптации мигрантов, где для них открыта горячая линия. Обратиться за помощью, подчеркнул он, могут люди любой страны и конфессии, но большинство обращений поступает от мигрантов из стран бывшего СССР. Это вопросы легализации на территории РФ, задержки оплаты труда, выдворения и депортации, получения разрешения на временное проживание, вида на жительство, гражданства и т. д. Особое внимание Альбир Крганов обратил на вопросы оказания мигрантам медицинской помощи — они тоже должны быть отражены в законодательстве, считает он.

«Введение ID-карты и возможность пользоваться личным кабинетом на едином портале государственных услуг в мобильном приложении намного упростит жизнь мигрантов, и мы это целиком поддерживаем. Это ликвидирует незаконные схемы, коррупционную составляющую, сократит время», — отметил он.

Первый заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК Михаил Аничкин обратил внимание на фактор безопасности. В документах стратегического планирования РФ, напомнил он, незаконная миграция определена как один из главных вызовов национальной, общественной и государственной безопасности российского государства.

«Современные трудовые мигранты — это совершенно новое поколение со своей идеологией, мировоззрением и не очень качественным образованием. Если провести параллели с миграцией в Европе, это угроза и большие риски для жителей европейских стран — проявление экстремизма и радикализма, с которыми они сталкиваются, пришло именно с миграцией», — предостерегает он.

В концепции предусмотрено обеспечение организационной, материально-технической и кадровой готовности органов внутренних дел, но кто будет готовить эти кадры, задается вопросом он. «Параллельно с данной концепцией необходимо срочно разрабатывать концепцию подбора и подготовки кадров. Кадровая подготовка должна рассматриваться как первоочередная задача», — убежден Михаил Аничкин.

Член Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, директор Московского бюро по правам человека Александр Брод предложил добавить в концепцию отдельный раздел, посвященный взаимодействию с экспертным сообществом, институтами гражданского общества: «Именно в информационной, просветительской, консультативной деятельности усилия этих институтов неоценимы. Также я бы предусмотрел такой раздел, как механизм общественного контроля».

Подводя итоги слушаний, Владимир Зорин подчеркнул, что авторы законопроекта проделали большую работу: в обсуждаемом документе был учтен существующий опыт миграционной политики, содержатся адекватные ответы на современные риски и вызовы. В целом участники слушаний эксперты поддерживают предложенную концепцию проекта нормативного правового акта в сфере миграции. Также Владимир Зорин отметил, что нужный общественный диалог состоялся, ни одно замечание не осталось без ответа, уточнены все позиции и подходы: «Мы едины в том, чтобы гражданское общество активно участвовало в формировании государственной политики в соответствии с 114-й статьей Конституции РФ».

https:

Вернуться назад Версия для печати