ЕАЭС: беспокоящие правительство Кыргызстана правила

Премьер-министр Кыргызстана Мухаммедкалый Абылгазиев раскритиковал введение казахстанской стороной дополнительных проверок при перемещении товаров и грузов через границу двух стран.

Глава правительства расценил это как нарушение норм Евразийского экономического союза и призвал Казахстан соблюдать договоренности, достигнутые в рамках ЕАЭС.

Такое заявление было сделано правительством Кыргызстана после того, как на пункте пропуска «Ак-Тилек автодорожный» в Иссык-Атинском районе Чуйской области началось скопление большегрузных автомобилей.

Комитет государственных доходов РК подтвердил, что в целях борьбы с контрабандой и неучтенным товаром у большегрузов, которые перевозят товары народного потребления, должны быть электронные пломбы.

Заявление главы правительства

В правительстве Кыргызстана сообщили, что премьер-министр Мухаммедкалый Абылгазиев поручил принять необходимые меры для решения сложившейся ситуации на кыргызско-казахстанском участке границы.

Он напомнил, что введение казахстанской стороной дополнительных проверок при перемещении товаров и грузов через государственную границу Кыргызской Республики и Республики Казахстан является нарушением норм Евразийского экономического союза.

«В результате принятых казахстанской стороной односторонних мер возле пункта пропуска «Ак-Тилек автодорожный» в Иссык-Атинском районе Чуйской области наблюдается скопление большегрузных автомобилей. Правительство Кыргызской Республики выражает обеспокоенность сложившейся ситуацией и призывает Республику Казахстан соблюдать принятые в рамках интеграционного объединения обязательства по свободному перемещению товаров».

При этом в правительстве признались – стороны ранее договорились внедрять навигационные пломбы, но перед этим необходимо согласовать механизмы их применения.

Ответ Казахстана

Официальный представитель Комитета государственных доходов Казахстана Ожас Отар отметил, что водители большегрузов, имеющие соответствующие документы и электронные пломбы, беспрепятственно проезжают через границу.

Он отметил, что таким образом Казахстан защищает свои интересы.

«За последние 3 месяца был зафиксирован 601 факт нарушения законодательства. По документам груз едет в Россию через Казахстан, но по факту товар продается на территории Казахстана. Товар на 5 млрд тенге и государство должно было получить от налогов порядка 600 млн тенге. Именно во избежание таких фактов и требуется наличие электронных пломб для транзитных грузов. Благодаря этим пломбам можно отслеживать, где находится авто с грузом и предпринимать необходимые меры в тех случаях, когда товар будет оставаться в Казахстане».Это требование стало причиной образования очередей из фур на контрольно-пропускном пункте «Ак-Тилек» кыргызско-казахской границы. Водители грузовых авто жалуются, что стоят в очереди с конца 2019 года, и казахская сторона проверяет груз и требует наличие электронной пломбы.

Против правил ЕАЭС

Cпециальный представитель правительства КР по делам в ЕЭС Алмаз Сазбаков отмечает, что экспортный контроль противоречит нормам союза. Он сообщил, что письмо с просьбой урегулировать данный вопрос уже отправлен в Евразийскую экономическую комиссию.

«Мы считаем введение экспортного контроля воспрепятствованием свободному передвижению товаров на территории ЕАЭС. И мы против данных норм. В рамках ЕАЭС мы уже не раз делали соответствующие заявления. В этой ситуации нарушается главный принцип ЕАЭС – свободное передвижение товаров».

Бывший премьер-министр Казахстана Бахытжан Сагинтаев в свое время выражал критику в отношении таможенных органов Кыргызстана, говоря, что они допускают прохождение контрабанды.

В связи с этим, в конце 2017 года кыргызско-казахская граница несколько дней оставалась закрытой. Кыргызстан тогда назвал это попыткой оказать экономическое давление, предложив в случае наличия каких-либо подозрений внедрить тройной таможенный контроль.

Кыргызстан и Казахстан являются членами ЕАЭС, куда входит и Россия. По правилам этого союза, на территории государств-партнеров по объединению существует свободное передвижение капитала, товаров и трудовых ресурсов.

https:

Вернуться назад Версия для печати