Мигрант в «цифре»: электронными сервисами в 2022 году воспользовались более 960 тысяч раз

Трудовая миграция в России проходит через массу электронных сервисов, приложений и проектов, призванных сделать удобнее жизнь пользователей и невыносимее – жизнь мошенников.

2022 год стал беспрецедентным как для демографии и социальных процессов, так и для развития технологического суверенитета России в условиях коллективного умопомрачения на Западе. Как на этом фоне менялся электронный облик миграционных процессов МЕДИА-МИГ выяснял в Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Откуда пошло и зачем нужно

Краткий экскурс в историю цифровизации мы уже делали. Процитируем сами себя: Установку на обновление системы управления внешней миграцией Владимир Путин утвердил еще в 2012 г. вместе с Концепцией государственной миграционной политики РФ до 2025 г. Предметно задача прописана в п. 13 Концепции государственной миграционной политики на 2019–2025 гг. Документ акцентирует внимание на значении цифровых технологий в сфере миграции для «повышения эффективности административных процедур», «профилактики, предупреждения, выявления и пресечения нарушений миграционного законодательства Российской Федерации».

Значение простых и действенных инструментов, обеспечивающих сложные процессы, многократно усиливается в кризис. Так было в пандемию, когда в очередной раз встал вопрос о максимальном облегчении документооборота для учета и контроля иностранных рабочих и принимающих компаний. Так происходит и сегодня. Естественная и миграционная убыль населения России отражается на кадровых запросах экономики. Нормальное восполнение этих позиций за счет мигрантов возможно только при условии полной прозрачности и оперативности всей сопутствующей бюрократии и логистики.

Добавим, что полноценное включение миграционных процессов в электронную реальность остается этапом глобальной социально-экономической эволюции России.

Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» подразумевает воплощение ряда подпрограмм, так или иначе связанных с реализацией миграционной политики: это «Нормативное регулирование цифровой среды», «Информационная инфраструктура», «Информационная безопасность», «Цифровые технологии» и «Цифровое государственное управление». Последняя должна обеспечить для граждан высокое качество и оперативность массовых социально значимых государственных и муниципальных услуг в электронном виде на базе ЕПГУ.

Минцифры не торопится раскрыть карты

На запрос МЕДИА-МИГ об удовлетворенности пользователей работой курируемых Минцифры России электронных сервисов, ведомство ответило весьма скупо, несмотря на существование целого департамента клиентского опыта и особой подпрограммы нацпроекта. Вместе с тем, ответ позволяет сделать вывод, что чиновники проделали внушительную работу:

Цифра 18 млн государственных услуг оказывалось в России в среднем за месяц в 2022 году

«Минцифры России совместно с МВД в 2022 году разработало и запустило ряд сервисов для иностранных граждан на Госуслугах. Они касаются миграционного учёта, получения основных документов и разрешения на работу в России. Оплата патента на работу в России: документы на патент можно подать очно, а потом продлевать его действие онлайн. Регистрация по месту пребывания иностранца. Доступна онлайн для владельцев жилья (миграционный учёт). Постановка иностранных граждан на учёт в гостиницах, получение ИНН для иностранных граждан, регистрация в качестве самозанятых — для иностранных граждан из стран ЕАЭ, уведомление о приёме на работу иностранца — для работодателей», — рассказали в министерстве цифрового развития.

При этом пользовательских охват у сервисов ограниченный. По сообщению пресс-службы министерства, за прошлый год он составил 960 тыс. обращений.

Самой популярной опцией стало уведомление о приёме на работу иностранца: за 2022 год было сформировано 363 тыс. таких уведомлений.

Важной новостью стало то, что уже в феврале 2023 года Минцифры России планирует запустить для иностранцев сервис по оформлению через Госуслуги полиса ДМС (добровольное медицинское страхование).

Нельзя не отметить сложную иерархию департаментов и подразделений министерства: похоже, деятельность некоторых из них в какой-то части перекликается. К примеру, департамент развития технологий цифровой идентификации занимается вопросами идентификации личности, в том числе биометрией и цифровизацией оформления паспортов и виз.

Безопасные госуслуги?

Важно сказать еще об одном проекте Минцифры: ведомство разработало правила аккредитации для владельцев информационных систем биометрии. Пока пункты правил существуют в виде проекта. Лейтмотивом предлагаемого документа станет использование векторов единой биометрической системы и, как следствие — единообразие функций операторов.

Новелла согласована с ФСБ России, что важно в разрезе межведомственного взаимодействия и национальной безопасности. Итогом может стать использование операторами баз биометрии ПО, внесенного в специальный государственный реестр, и запрет на владение такими базами иностранным компаниям. По задумке, это поможет избежать угроз при кибератаках.

Перечисленные меры своевременны, ведь чем интенсивнее проходит цифровизация, тем больше вероятность использования цифровых ресурсов мошенниками для кражи данных.

Это отмечает и глава Минцифры России Максут Шадаев, заявивший о чувстве незащищенности граждан в цифровой среде. По его словам, за последние три года число доступных цифровых сервисов в России выросло в 10 раз. В 2022 году в среднем за месяц в РФ оказывалось более 18 млн государственных услуг.

С тем, что возникновение в киберпространстве информационно-коммуникационных экосистем упрощает жизнь не только законопослушным иностранным гражданам, но и нелегалам, согласна и ведущий научный сотрудник, Институт демографических исследований ФНИСЦ РАН Светлана Попова. В своей статье «Цифровизация миграционной сферы в России: состояние и перспективы» в научном издании «Право и политика» за 2021 год исследователь отмечает, что именно уроки ковидной пандемии стали драйвером ускорения цифрового перехода и исключения избыточных «бумажных услуг». В перспективе это должно привести к снижению числа нарушений миграционного законодательства.

Еще одна важная миссия цифровых сервисов для мигрантов — повышение качества учета и прогнозирования ситуации с въездными работниками. Этому поспособствует сбор биометрических данных и дактилоскопирования.

Светлана Попова обращает внимание и на минусы цифровизации: межведомственную конкуренцию и дробление сервисов. К примеру, каким сервисом пользоваться мигранту в Петербурге: федеральным «Мигрант-Сервис» или региональным приложением «Забота»? Не станет ли большое число разных платформ подспорьем для махинаций?

Кратко резюмируя — потребность в рабочих руках заставит и дальше привлекать мигрантов. А цифровые сервисы позволяют надеяться, что процесс окажется прозрачным, а стало быть — легальным и контролируемым.

Более удобные и понятные условия сделают адаптацию, а возможно — и интеграцию мигрантов в российское общество менее напряженными как для приезжих, так и для самого общества.

Опять же, цифровизация это общая тенденция, коренные жители страны также осваивают порожденные ею инструменты, вживаются в виртуальные сети, которые дают вполне реальные, ощутимые возможности.

https:

Вернуться назад Версия для печати