Коэффициент успеха. Экономическое регулирование внешней трудовой миграции

Заметным событием в региональной миграционной повестке последних дней стал законопроект губернатора Саратовской области Валерия Радаева «Об установлении на 2022 год коэффициента, отражающего региональные особенности рынка труда».

В пояснительной записке к документу предлагается увеличить коэффициент до 2,149, что повысит фиксированный авансовый платеж по патенту на работу на территории региона до 5 106 руб. Мера приблизит налоговую нагрузку на иностранных рабочих к тем 13% НДФЛ, которые отчисляют россияне, и увеличит их конкурентоспособность на местном рынке труда «в отношении специальностей, в том числе не требующих высокой квалификации».

На первый взгляд, протекционизм защищает интересы саратовцев, однако ожидаемого эффекта до сих пор достичь не удалось. Дело в том, что Валерий Радаев повышает коэффициент каждый год: на 2019 год — до 1,760 (ежемесячный налог по патенту — 3 651 руб.), на 2020 год — до 1,852 (4 029 руб.), на 2021 год — до 2,046 (4 576 руб.).

Экономическая обоснованность этого курса спорна во многом по той причине, что Саратовская область в принципе малопривлекательна для внешней трудовой миграции. По данным МВД России, на протяжении последних лет, перед пандемией COVID-19, в регион с целью трудоустройства ежегодно въезжало около 15 тыс. иностранных граждан. По меркам Приволжского федерального округа, это весьма скромный показатель в сравнении с Самарской и Нижегородской областями, а также с Республикой Башкортостан.

При этом, как следует из публикаций Росстата, миграционное сальдо Саратовской области со странами СНГ балансирует на грани. В 2018 году оно вообще оказалось отрицательным — 748 человек, а в 2020 году составило +416 человек. Таким образом, задача по ограничению внешней трудовой миграции перед властями не стоит, как не стоит и проблема конкуренции между иностранным и местным рабочим.

Жителей региона вытесняют не мигранты, а отсутствие перспектив и качественных вакансий, о чем свидетельствует массовый отток трудоспособного населения в пределах России. Миграционное сальдо Саратовской области с другими субъектами страны остается стабильно отрицательным: в 2019 году — -6 934 человек, в 2020 году — -4 836 человек. Как следствие, падает и уровень безработицы. Согласно Росстату, на 2020 год этот показатель по области составил 4,3%, что ниже общероссийского в 4,6%.

При таком положении повышение фиксированного платежа по патенту означает лишь стремление сохранить на прежнем уровне налоговые поступления в местный бюджет.

Стратегия обманчива, поскольку, не добавляя региону привлекательности, может окончательно развернуть внешнюю трудовую миграцию по более перспективным направлениям. Для сравнения, в соседней Самарской области, где развитие строительной отрасли требует наращивания доли иностранной рабочей силы, коэффициент в последние годы удерживает ставку налога в пределах 4 000 руб.: на 2019 г. — 1,9 (ежемесячный налог по патенту — 3 942 руб.), на 2020 г. — 1,88 (4 090 руб.), на 2021 г. — 1,8 (4 026 руб.). На 2022 год рассматривается коэффициент 1,86 (ежемесячный налог по патенту — 4 419 руб.), что на 687 руб. меньше, чем запланированная ставка по Саратовской области .

Такой подход в том числе позволяет властям Самарской области поддерживать наивысший по Приволжью уровень внешней трудовой миграции, сохраняя бюджетные поступления и стимулируя строительство.

В Саратовской области преимущества используются в меньшей степени. Разница в стоимости патента отражается на работодателе, а именно на строительных компаниях, чьи издержки при найме иностранного рабочего на территории региона увеличиваются. Тем выше себестоимость труда и так называемые инфляционные затраты. Медленный темп строительства препятствует созданию социальной инфраструктуры, рабочих мест и в целом среды, способной удержать в будущем уроженцев Саратовской области от поисков лучшей жизни за пределами региона.

Невыгодными при высокой стоимости патента становятся условия организованного найма трудовых мигрантов. Растет численность прибывающих в регион самостоятельно, что повышает вероятность проникновения маргинальных элементов.

Кроме того, сам факт повышения коэффициента с 1 января будущего года ставит тех иностранных граждан, кто прибыл в Саратовскую область в 2021 г., в непростое положение. Мотивируется уклонение от уплаты налога по патенту и распространение «теневой миграции», что в перспективе сокращает наполняемость местного бюджета. В этой связи логичным представляется установка региональных коэффициентов со второго годового квартала накануне традиционного въезда трудовых мигрантов в Россию.

Как сообщила MEDIA-MIG к.э.н., заведующая Лабораторией экономики народонаселения и демографии экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Ольга Чудиновских: «Не ясно, была ли сделана в Саратовской области оценка потребности в иностранных работниках до повышения стоимости патента, и что убедило губернатора в необходимости их сокращения.

Если оценок не было, а потребность сохраняется, то такая политика приведет только к росту числа недокументированных трудовых мигрантов. С этим мы имеем дело практически везде начиная с 2015 года, когда цена патента взлетела в большинстве регионов. В сочетании с резко возросшей стоимостью всего пакета документов для работы на законных основаниях это делает легализацию экономически невыгодной для иностранцев. Многие предпочитают приезжать на короткое время, зарабатывать и уезжать домой.  Даже если речь идет о небольшом потоке мигрантов именно в этом регионе, сокращать его легальную часть вряд ли правильно. В будущем это снизит миграционную привлекательность Саратовской области, что может сказаться на планах ее развития. Собственных демографических ресурсов может не хватить.

И напротив, делая цену патента более гибкой (в сторону понижения), особенно в условиях неопределенной ситуации с занятостью, открытием и закрытием границ, власти Самарской области упрощают мигрантам доступ на свой рынок труда, увеличивают легальную составляющую и повышают миграционную привлекательность области».

В конечном итоге уравнивание налоговой нагрузки иностранного и российского рабочего полезно далеко не для каждого субъекта РФ. Важно помнить, что внешнюю миграцию изначально притягивают растущие индексы экономического развития и труд иностранных рабочих можно использовать для укрепления успеха. Меры, ограничивающие доступ нерезидентов на местные рынки труда, хороши только в том случае, если это позволяет благосостояние региона.

Дмитрий Смирнов

https:

Вернуться назад Версия для печати