Салуин: как возведение ГЭС может обострить межэтнические конфликты в Мьянме

Автор Telegram-канала «Lu Man: Взгляд на Восток» рассказывает, как строительство ГЭС на реке Салуин может обострить межэтнические конфликты в Мьянме и почему Китай и Таиланд заинтересованы в реализации спорных проектов.

Река Салуин берет свое начало на Тибетском нагорье, протекает через Китай, Мьянму и Таиланд и впадает в залив Моутама (Мартабан) Андаманского моря. В ее бассейне проживает свыше 10 миллионов человек, включая 16 этнических групп, многие из которых прямо зависят от речных ресурсов, обеспечивающих их существование.

В Тибете водную артерию называют Наг-Чу, в китайской провинции Юньнань — Нуцзян, а в Мьянме она официально именуется как Танлвин и является второй по значению рекой страны, протекающей через штаты Шан, Кая, Карен и Мон. На отрезке длиной около 100 километров по реке проходит граница между Мьянмой и Таиландом.

В настоящее время рассматриваются варианты строительства масштабных гидроэнергетических проектов на Салуине, которая остается одной из последних свободно текущих рек в регионе. Вместе с тем, растут опасения, что возведение дамб может привести к обострению конфликтов в нижнем бассейне реки, где многие десятилетия продолжается борьба между местными вооруженными группировками и центральным правительством Мьянмы за политическую власть и территориальный контроль.

В Мьянме планируется построить семь дамб на главном течении реки Салуин. Три из них — Кунлоун (Kunlong), Наунпха (Nongpha) и Майнтоун (Mongton) — расположены в штате Шан, в то время как плотины Хачжи (Hatgyi) и Юати (Ywathit) находятся соответственно в штатах Карен и Кая. Два проекта, Даунгуин (Dagwin) и Вэйчжи (Weigyi), были предложены на участке реки, по которому проходит граница между Таиландом и Мьянмой. Важной особенностью всех проектов является то, что большая часть произведенной электроэнергии будет продана в Китай или Таиланд, несмотря на ее нехватку в самой Мьянме.

В дополнение к этому, на данный момент уже завершены четыре достаточно крупных гидроэнергетических проекта на двух притоках Салуина и еще девять плотин находятся на различных этапах планирования или строительства. Свыше 20 дамб были предложены на китайском участке основного русла реки.

Проекты основных плотин на Салуине были сформулированы в контексте программы Азиатского банка развития по экономической интеграции стран субрегиона Большого Меконга. По заказу АБР в 1994 году норвежская компания «Норконсалт» (Norconsult Holding AS) подготовила первоначальный план региональной торговли электроэнергией, в значительной степени основанный на строительстве крупных гидроэлектростанций.

Возведением дамб занимаются консорциумы, созданные транснациональными корпорациями Таиланда и Китая в сотрудничестве с компаниями Мьянмы и при поддержке различных правительственных учреждений стран-участниц посредством двусторонних и региональных соглашений.

При этом, в отличие от ситуации с Меконгом, Китай, Мьянма и Таиланд еще не разработали всестороннего соглашения о трансграничном водном сотрудничестве для реки Салуин, а существующие межправительственные договоры сосредоточены на торговле электроэнергией, а не на управлении водными ресурсами.

Сторонники крупных плотин считают их «решениями для развития» бассейна реки Салуин, которые содействуют региональным связям, индустриализации, электрификации и снижению уровня бедности.

О планах строительства дамб на Салуине в Мьянме заговорили, когда правительство начало углублять торговые и инвестиционные отношения с Китаем и Таиландом. Предварительные исследования были начаты в конце 1970-х годов и касались вопросов использования водного потенциала в гидроэнергетике и ирригации. Проекты дамб на реке впервые серьезно рассматривались в конце 1980-х годов при премьер-министре Таиланда Чатчае Чунхаване в рамках политики превращения «полей сражений в рынки». В 1989 году правительствами Мьянмы и Таиланда была создана совместная рабочая группа по разработке гидроэнергетических проектов на пограничных реках, которая занялась подготовкой технико-экономического обоснования плотин.

Азиатский финансовый кризис 1997 года привел к снижению спроса на электроэнергию в Таиланде, в результате чего планы Бангкока по ее импорту из Мьянмы и Лаоса были приостановлены. Ситуацию усугубляла сохраняющаяся напряженность в отношениях между правительствами двух стран из-за пограничных споров, распространения метамфетамина и героина, которые производились в мьянманских приграничных штатах «Золотого треугольника», а также вооруженных конфликтов в Мьянме, в результате которых беженцы вынуждены были переходить на тайскую территорию. К идеям строительства плотин Вэйчжи и Даунгуин на Салуине вернулись в 2002 году при правительстве премьер-министра Таиланда Таксина Чинавата, а затем начались переговоры и по дамбам Хачжи и Майнтоун. Тем не менее, в 2017 году тайское министерство энергетики объявило, что не будет рассматривать проект плотины Хачжи, пока не прекратится вооруженный конфликт в данном районе.

В плане развития энергетики Таиланда на 2015–2036 годы подробно описано увеличение закупок гидроэлектроэнергии из Мьянмы до 6300 МВт к 2027 году, что составит около 20% от общего потребления импортной электроэнергии в стране.

Помимо этого, Таиланд заинтересован в заборе воды из Салуина для переброски ее в центральные районы страны. Китайские государственные корпорации предложили реализовать проект водозабора общей стоимостью 3,5 миллиарда долларов без финансовых затрат для Бангкока, но в обмен на заключение сделки по строительству трех крупных плотин на реке на участке тайско-мьянманской границы.

Между тем, проекты Кунлоун, Наунпха, а также, возможно, Юати на Салуине ориентированы на продажу электроэнергии в Китай. При этом их целесообразность ставится под сомнение, так как в последние годы в КНР, особенно в приграничной провинции Юньнань, наблюдается избыток электрогенерации. Недавно китайцы даже предложили экспортировать электричество в Мьянму.

Многие специалисты полагают, что строительством плотин в соседней стране Пекин решает не столько энергетические проблемы, сколько геополитические, стараясь углубить региональные связи и экономическую взаимозависимость между Китаем и Мьянмой, а также обеспечивает возможности для собственных инвестиций за рубеж.

Стоит также учитывать, что, хотя Китай и построил две дамбы в самом верховье реки Салуин, дальнейшие проекты, в том числе уже согласованные, были заморожены и в данный момент пересматриваются.

Конгломераты Мьянмы также являются влиятельными субъектами в сфере гидроэнергетики. Три крупнейшие из них — «Шве Таун Групп» (Shwe Taung Group), «Международная группа предпринимателей» (IGE) и «Азия Уорлд Групп» (Asia World Group) — получили контракты в 11 из 14 гидроэнергетических проектов на реке Салуин и связанной с ними инфраструктуры. Играя важную роль в переговорах о прекращении огня между правительством Мьянмы и этническими вооруженными организациями в бассейне реки, они также используют свой политический капитал в деловых переговорах для заключения выгодных строительных контрактов и доступа к концессиям на добычу природных ресурсов в проектных зонах.

Таким образом, государственные и частные субъекты в Таиланде, Китае и Мьянме, активно стремящиеся реализовать крупные гидропроекты на Салуине, подготовили исследования и сформулировали дискурсы, обосновывающие необходимость строительства ГЭС для удовлетворения потребностей населения и дальнейшего развития промышленности.

Основная проблема при строительстве плотин на реке Салуин заключается в том, что все они расположены на территориях, где многие десятилетия не прекращаются конфликты между центральным правительством и местными вооруженными группировками.

В бассейне реки действуют не менее десяти этнических вооруженных организаций, 18 подразделений сил пограничной стражи (BGF), состоящих из бывших повстанческих группировок под руководством региональных военных командований, и 28 групп ополченцев. Некоторые относительно небольшие и довольно отдаленные районы контролируются исключительно этническими армиями, а более обширные области находятся под смешанным управлением, где власть осуществляется одной или несколькими вооруженными организациями и правительством или различными ополченцами, поддерживаемыми армией Мьянмы (Тамадо). Таким образом, в значительной части бассейна реки Салуин возможности центрального правительства оказываются весьма ограниченными.

Многие специалисты связывают текущие планы по строительству плотин с риском эскалации вооруженных конфликтов или продолжающимися боевыми действиями. Например, в районе плотины Хачжи периодически происходят столкновения между осколками Демократической Каренской буддийской армии (DKBA) и силами пограничной стражи (BGF). А представители Лиги за демократию национальностей Шана (SNLD) высказывали предостережения, что строительство плотины Майнтоун может угрожать мирному процессу и национальному примирению.

В октябре 2015 года было подписано Общенациональное соглашение о прекращении огня, которое представляет собой первую попытку объединить все этнические вооруженные организации в рамках единого мирного процесса. Правда, договор не поддержали такие крупнейшие группировки как Армия объединенного штата Ва (USWA), Армии Шанского государства — Север (SSA-N), Национально-освободительная армия Та-ан (TNLA), Армия Национального демократического альянса Мьянмы (MNDAA), Армия Национального демократического альянса» (NDAA), которые контролируют территории в бассейне реки Салуин. Действующие здесь же Каренский национальный союз (KNU), Демократическая Каренская буддийская армия (DKBA) и Совет по восстановлению государства Шан (RCSS), а также другие семь этнических организаций присоединились к перемирию.

Вооруженные конфликты в районах строительства дамб, по-видимому, отчасти связаны с попыткой установить территориальный контроль за перспективными участками, которые в будущем позволят получить доступ к управлению ресурсами и распределению доходов.

Некоторые пограничные территории, включая часть штата Карен, известную как округ Салуин, до сегодняшнего дня остаются наиболее автономными регионами под контролем Каренского национального союза (KNU) и никогда не были подчинены центральному правительству.

Предложенный проект плотины Хачжи в штате Карен расположен в зоне «смешанного управления», где центральные власти, правительство штата Карен, Каренский национальный союз (KNU) и Демократическая Каренская буддийская армия (DKBA, также известная как Демократическая Каренская благожелательная армия) конкурируют за политическую власть, легитимность и территориальный контроль.

В июне 2009 года вооруженные силы Мьянмы провели крупную операцию в районе дамбы Хачжи, который контролировался Каренским национальным союзом (KNU). В результате 3500 местных жителей были вынуждены бежать через границу в Таиланд. Три года спустя KNU и Тамадо подписали соглашение о прекращении огня, которое легло в основу политического диалога о мире. Тем не менее, на местах вооруженные нападения случаются по сей день, включая серьезные инциденты в 2014, 2015 и 2016 годах.

В качестве альтернативы проектам центральных властей, включая строительство ГЭС, в середине декабря 2018 года различные организации и общественные группы штата Карен официально открыли Парк мира Салуин площадью 5485 квадратных километров, в котором расположены свыше 340 деревень. Парк призван не только сохранить традиционный уклад жизни каренских общин, но и закрепить права местного населения на землю в бассейне реки Салуин.

В 2016 году правительство штата Шан заявило, что планирует приостановить все гидроэнергетические проекты на своей территории, включая строительство одной из крупнейших плотин Майнтоун, которая изначально должна была стать самой высокой в Азии. Позже проект пересмотрели под давлением общественности и экологов, и уже в 2018 году центральное правительство разрешило китайской корпорации «Три ущелья» (China Three Gorges Corporation) возобновить работы по возведению дамбы.

Стремление центральных властей привлечь иностранные инвестиции и единолично принимать решения в отношении проектов, которые расположены в конфликтных районах, нередко ведет к сомнениям со стороны некоторых этнических лидеров и местных общин в искренности политического диалога между ними и властями в Нейпьидо. В ответ многие призывают ввести мораторий на крупные гидроэнергетические проекты на реке Салуин до полного завершения мирных переговоров и создания новой федеральной политической структуры Мьянмы и, соответственно, иной, децентрализованной системы управления ресурсами.

Некоторые специалисты считают, что споры о контроле за водными ресурсами являются ключевым полем битвы по выработке новых правил взаимодействия и распределения полномочий между центром и регионами, что оказывает прямое влияние на мирные переговоры.

https:

Вернуться назад Версия для печати