Первый Каспийский экономический форум в Туркмении. Основные итоги, заявления и перспективы

Объявлено, что в 2020 году в Астрахани Россия примет второй Каспийский экономический форум, на который зарубежные лидеры возлагают более серьезные надежды, чем на проходящий в Туркмении первый "пилотный" форум

В расположенной на туркменском побережье Каспийского моря туристической зоне "Аваза" в период с 11 по 12 августа проходит первый Каспийский экономический форум. Несмотря на отсутствие в его рамках "громких" политических решений и прорывных экономических договоренностей, форум становится будущей площадкой для диалога России со странами Каспийского и Черноморского регионов, Ближнего и Среднего Востока и Закавказья. Кратко расскажем об основных итогах завершающегося в Туркмении форума, перспективах развития отношений "Каспийской пятерки", роли региона в мировой экономике и ожиданиях от следующего принимаемого в 2020 году Россией форума в Астрахани.

В рамках проходящих в Туркмении мероприятий российская делегация объявила о готовности принять в 2020 году следующий Каспийский экономический форум (КЭФ).

Премьер-министр России Дмитрий Медведев:

"Хочу пригласить всех в Астрахань, где мы планируем провести следующий, второй, Каспийский экономический форум".

Предложение главы российского правительства поддержал прибывший в Туркменбаши во главе иранской делегации первый вице-президент Ирана Эсхак Джахангири, который назвал проходящий в Туркмении первый Каспийский экономический форум "отличной возможностью сверить часы в отношениях двух государств (России и Ирана – прим. редакции), находящихся под санкционным давлением Запада".

Вице-президент Исламской Республики Иран Эсхак Джахангири:

"Как я понял, второй раунд Каспийского экономического форума пройдет в России. Я думаю, в Астрахани мы сможем договориться о более важных решениях".

Глава иранской делегации также призвал лидеров "Каспийской пятерки" снизить торговые тарифы и пошлины в рамках экономических отношений между странами региона.

В рамках форума российский премьер анонсировал, что Россия в ближайшие годы инвестирует порядка 200 миллиардов рублей в проекты по развитию российского Каспия и реки Волги.

Дмитрий Медведев призвал лидеров стран-участниц КЭФ к проведению экологической экспертизы всех крупных проектов с участием прикаспийских государств – России, Азербайджана, Ирана, Казахстана и Туркмении. По оценкам экспертов, под сомнение российской стороной ставится "экологичность" планируемого для реализации с привлечением западного капитала проекта строительства Транскаспийского трубопровода по дну Каспийского моря для экспорта туркменских углеводородов в Европу в обход России.

Напомним, год назад в Казахстане странами "Каспийской пятерки" была утверждена Конвенция о правовом статусе Каспийского моря, которая обязует государства согласовывать крупные инфраструктурные и промышленные проекты в каспийской акватории только с соседними двумя странами. Таким образом, Туркмения не обязана согласовывать с Россией вопрос как экономической, так и экологической целесообразности реализации этого стратегически важного энергопроекта. При этом Россия и Иран на настоящий момент не ратифицировали Конвенцию.

Среди прочих наиболее заметных событий и заявлений в рамках КЭФ  можно выделить также высказывание туркменского президента Гурбангулы Бердымухамедова о желании купить всю линейку российских представительских автомобилей Aurus (лимузин, седан, минивэн и внедорожник, стоимость каждого из которых превышает 10 млн рублей).

Кроме того, принявший участие в КЭФ врио губернатора Астраханской области Игорь Бабушкин выступил с предложением открыть регулярные авиарейсы из Астрахани в Ашхабад (Туркмения), Тегеран (Иран) и Атырау (Казахстан).

Также в ходе КЭФ президент Туркмении Гурбангулы Бердымухамедов внес предложение о создании Каспийского регионального логистического центра.

По его мнению, Каспий расположен "на перекрестке континентальных путей", и прикаспийские государства соединяют находящиеся с востока Южную Азию и Азиатско-Тихоокеанский регион, с запада – Черное и Средиземное моря, с юга – Иран, Ближний и Средний Восток, и с севера через Россию – Балтийское море и Северный Ледовитый океан.

Здесь следует отметить, что у участников форума в силу гео-политической и экономической заинтересованности существует разное видение будущей архитектуры предложенного логистического центра. Так, по оценкам экспертов, Ашхабад заинтересован в развитии лоббируемого ими "Лазуритового коридора" – логистического проекта, направленного на транзит грузов между Афганистаном, Турцией, Туркменией, Азербайджаном и Грузией, в то время как Москва, Баку и, с большой степенью вероятности, Тегеран будут активно продвигать транспортный коридор "Север-Юг" между странами Балтии и Индией через Россию, Азербайджан и Иран.

При этом необходимо отметить, что Каспийский регион уже задействован в реализации ряда международных логистических проектов – китайского коридора "Один пояс – один путь", автодороги "Баку-Тбилиси-Карс" и ряда других. Толчком к развитию Каспийского транспортного хаба (которым регион и без того давно является) может также послужить завершение Ираном строительства железных магистралей "Казвин-Решт" и "Казвин-Астара" для полноценной загрузки южного направления с выходом к Индийскому океану.

Помимо представителей руководства стран "Каспийской пятерки", в работе КЭФ также принял участие болгарский премьер Бойко Борисов.

Справочно:

Первый Каспийский экономический форум проходит в городе Туркменбаши (Туркмениистан). Делегаты КЭФ обсуждают и вырабатывают решения, направленные на рост инвестиционной привлекательности Каспийского региона, развитие отраслей хозяйства, энергетики и промышленности прикаспийских государств, а также реализацию крупных международных проектов в акватории Каспийского моря.

Туркменбаши — крупнейший город-порт Туркмении, расположенный на берегу Каспийского моря. До 1993 город назывался Красноводском, позже был переименован в честь первого президента Туркмении – Туркменбаши Сапармурата Ниязова.
Дмитрий Левин

narpolit.com

Вернуться назад Версия для печати