Дружить получается: сотрудничество с северным соседом ведется по широкому спектру направлений

В преддверии планируемого в Москве очередного (17-го по счету) заседания Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой известный российский политолог, бывший депутат Государственной Думы Сергей Марков  рассказал о взаимодействии между нашими странами.

Напомним, что ранее в сентябре текущего года, во время визита президента Азербайджана Ильхама Алиева в Российскую Федерацию был подписан План действий по развитию ключевых направлений Российско-Азербайджанского сотрудничества на период до 2024 года, который охватывает пять дорожных карт. Согласно упомянутому Плану действий, эти дорожные карты предусматривают взаимодействие в областях торговли, транспорта, создания совместного производства на территории Азербайджана, цифровизацию бюджетно-налогового сектора и сотрудничество в гуманитарной сфере.

Со слов политолога, Азербайджан и Россия активно сотрудничают по многим направлениям. На сегодняшний день можно отметить сокращение нефтедобычи в рамках ОПЕК+, что, на взгляд политолога, должно привести к значительному увеличению бюджетов наших стран. Кроме того, имеются перспективы развития активного взаимодействия Азербайджана и России в сфере нефте — и газодобычи на каспийском шельфе. «Российские компании, такие как Роснефть и Газпром, участвуют в ряде проектов по добыче нефти и газа, — отметил Марков. — Кроме того, осуществляются совместные компенсации при транспортировке газа».

Собеседник отметил сотрудничество в электроэнергетике. Так, на данный момент налаживается активное взаимодействие в этой сфере, «особенно после имевшего место блекаута в регионе Абшерона». По данным аналитика, именно притоки электроэнергии из России позволили значительно минимизировать экономический ущерб в Азербайджане:

«Думаю, эта ситуация показала всю перспективность сотрудничества в электроэнергетике, прежде всего в том, что касается объединения электросетей. Кроме того, следует отметить сотрудничество в рамках транспортных потоков при выходе на общие рынки. В частности, имеется в виду российский «Турецкий поток» и проекты TAP и TANAP, входящие в проект «Южный газовый коридор». Они выходят на южноевропейские рынки, конкурируя друг с другом. Реальной конкуренции и снижению цен в этом направлении препятствует хорошая кооперация.  Поскольку без этого было бы сложно сохранить столь высокий уровень партнерства и, соответственно,  не  столкнуться лбами, как того хотели бы некоторые страны, заинтересованные в понижении биржевых цен на углеводороды».

В частности отмечается, что российские компании заинтересованы участвовать в проектах нефтегазовой переработки, реализуемых в Азербайджане, и здесь наибольшую активность проявляет Лукойл, имеющий  собственную сеть АЗС, — считает Марков.

Следующее направление, объединяющее наши страны, — это военно-промышленный комплекс. «Сотрудничество в этом направлении сводится к закупкам Азербайджаном российских систем вооружения, которые являются одними из лучших в мире. Особенно это касается соотношения цены и качества. Качество российского оружия не уступает американскому, а цена  несколько ниже, что выносит продукцию российского ВПК в лидеры, — уверен политолог. — Россия находится на втором месте в мире по продажам продукции ВПК, но это только потому, что американцы используют нерыночные политические методы, заставляя союзников по НАТО покупать свое оружие на невыгодных для них условиях».

С его слов, азербайджанская система вооружения интегрирована с российской, поскольку частично построена на общей советской базе. В этом смысле российская система вооружения позволяет азербайджанской армии укрепиться и быть более эффективной в решении региональных проблем.

Что касается агропромышленного сотрудничества, оно заключается, прежде всего, в поставках азербайджанской сельхозпродукции на российский рынок. «Продукция азербайджанского агропрома достаточно качественная, но существует проблема завышенности  цены. И если бы нашим азербайджанским друзьям удалось обеспечить снижение, это предполагало бы большие возможности. Российский рынок очень благожелательно воспринял бы открытие магазинов азербайджанских продуктов». Наконец, страны эффективно развивают взаимодействие в транспортной логистике. Транспортный коридор Север -Юг, который связывает прежде всего экономически развитые районы Юга Индии и Северной Европы, охватывает Иран, Россию и Азербайджан, который играет роль ключевого инициатора и партнера.

Кроме того, отмечается интенсификация логистики по Каспийскому региону, где необходимо построить нормальное, постоянное морское сообщение, резко увеличить туристический и рекреационный потенциал. «Что касается вопроса высоких технологий, они у нас слабо развиты. Известно, что в Азербайджане присматриваются к российским высоким технологиям, в России присматриваются к новым технопаркам, которые созданы в Азербайджане по инициативе Президента Ильхама Алиева, однако уровень практического сотрудничества невелик», — со слов Маркова, контуры межрегионального экономического сотрудничества, а также основные направления этого взаимодействий отразились в  «Плане действий по развитию ключевых направлений Российско-Азербайджанского сотрудничества на период до 2024 года».

На сегодняшний день российские инвестиции в Азербайджан составляют порядка 4 млрд. долларов, а азербайджанские капиталовложения в Россию — порядка 1 млрд. долларов, поскольку имеется диспаритет в общем экономическом объеме. Российские инвестиции вкладываются, прежде всего, в аграрный сектор Азербайджана. «Огромный рынок сельхозпродукции России способен принять в себя значительно большие объемы аграрной продукции из Азербайджан. В то же время азербайджанские инвестиции в России идут в недвижимость и торговлю», — сообщил он.

Еще одним направлением экономического сотрудничества  (оно пока слабо развивается, но уже заметно проявляется) Марков назвал совместную работу на рынке третьих стран. Речь идет об Иране, говорит Марков: «В этой стране у азербайджанских предпринимателей очень хорошие завязки. Российские предприятия хотели бы выйти на иранский рынок, но не имеют здесь такого опыта».

https:

Вернуться назад Версия для печати