В Общественной палате по-добрососедски обсудили адаптацию и интеграцию иностранцев в России

В Общественной палате Российской Федерации прошел круглый стол «Современные практики социально ориентированных некоммерческих организаций в сфере социально-культурной адаптации иностранных граждан и их интеграции в российское общество» в рамках совместного заседания Комиссии ОП РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, Федерального агентства по делам национальностей (ФАДН) России, а также комиссии по миграционным вопросам и социально-культурной адаптации иностранных граждан Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям. 

В этом мероприятии принял участие и директор проектов Фонада развития международных связей «Добрососедство», председатель Комиссии по вопросам миграции Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы Юрий Московский

Председатель Комиссии ОП РФ Владимир Зорин отметил, что данная встреча позволит проанализировать современные позитивные практики социально ориентированных НКО в сфере адаптации и интеграции мигрантов в общество.

«Субъекты РФ имеют свои наработки, опыт, и будет полезно обменяться информацией, а в дальнейшем — внедрять успешные практики в других регионах», — сказал он.

Член Комиссии по миграционным вопросам и социально-культурной адаптации иностранных граждан Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям, профессор кафедры государственного управления и политических технологий Государственного университета управления Владимир Волох отметил, что на сегодняшний момент, когда пандемия пошла на спад, настала острая необходимость выработать механизмы и рекомендации, которые позволят усовершенствовать работу некоммерческого сектора в сфере адаптации иностранных граждан на территории России.

Начальник отдела по методическому обеспечению социокультурной адаптации и интеграции иностранных граждан управления анализа, прогноза и работы с иностранными гражданами ФАДН Екатерина Мельничук сказала, что НКО накопили достаточно опыта и позитивные практики, которые можно масштабировать в другие регионы РФ.

Заместитель руководителя Федерального агентства по делам национальностей Станислав Бедкин отметил, что миграционные процессы играют важное значение для стабильности и безопасности российского общества.

Профессиональным сообществом не раз на различных площадках поднималась тема социально-культурной адаптации иностранных граждан и их интеграции, и в своей практической деятельности эксперты постоянно сталкиваются с рядом проблемных аспектов при реализации мероприятий, направленных на работу этого направления.

«Регионы в силу расплывчатости понятия “мигранты” занимаются больше не иностранными гражданами, а внутренними мигрантами. Кроме того, существуют проблемы, связанные с финансированием данного направления, нет унифицированного понятийного аппарата. Считаем, что необходимы изменения в законодательстве, направленные на совершенствование такой области деятельности, как интеграция и адаптация иностранных мигрантов в России», — подчеркнул Станислав Бедкин.

Эксперт рассказал, что в 2020 году ФАДН России направило во все субъекты РФ методические рекомендации, в которых постаралось определить, что такое адаптация, интеграция и какие мероприятия должны реализовываться в рамках госполитики по социокультурной адаптации и интеграции мигрантов.

В заседании также приняла участие заведующий отделом этнодемографических и интеграционных процессов Института демографических исследований (ИДИ) ФНИСЦ РАН доктор социологических наук Виктория Леденева. В своем выступлении она отметила, что для повышения эффективности процесса адаптации и интеграции мигрантов в России органам государственной власти и органам местного самоуправления необходимо активное взаимодействие с национально-культурными автономиями.

«Отсутствие законодательно определенного понятийного аппарата и распределения полномочий между федеральным центром и субъектами РФ создает трудности в реализации функций по адаптации и интеграции мигрантов не только для общественных организаций, но и для региональных и муниципальных органов власти», — сказала Виктория Юрьевна Леденева.

Анализируя работу с мигрантами в условиях пандемии коронавирусной инфекции, она предложила активнее включать в этот процесс общественные организации, которые хорошо себя зарекомендовали в этот период.

Генеральный директор автономной благотворительной некоммерческой организации «Новый век», член Общественной палаты Республики Татарстан Лилия Таишева представила модель комплексного подхода к социальной адаптации и интеграции мигрантов в РФ, которая предусматривает работу центра помощи мигрантам, куда любой может обратиться за консультационной помощью, а также мобильное приложение M-Help, позволяющее решать проблемы онлайн и работающее на семи языках.

Рассматривая различные инструменты поддержки мигрантов, Лилия Ахатовна Таишева отметила, что, безусловно, важно продолжать работу горячих линий, куда могут обратиться мигранты, но лишь небольшая их часть не имеет языковых барьеров и может по телефону рассказать о своих проблемы. Поэтому важно внедрять и другие каналы коммуникации.

Также спикер считает, что необходимо распространять ориентационные курсы для мигрантов на всех приезжих в страну из-за рубежа. Кроме того, нужно мотивировать их к изучению русского языка, истории России, национальных традиций и основ законодательства.

Юрий Викторович Московский рассказал собравшимся об опыте работы Комиссии по вопросам миграции Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы, общественных организаций столицы в том числе во время эпидемии короновируса, а также внес конкретные предложения по изменению российского законодательства для более качественного процесса адаптации и интеграции иностранных граждан в российский социум.

Среди предлагаемых им мер.

-  Изменить законодательство РФ в сторону облегчения получения российского гражданства теми, кто является «носителем русского языка» (это несколько иное, чем просто "знающий язык" - языком надо владеть в совершенстве, «думать» на нём). В законодательстве уже есть это понятие.

Для этого возможно принятие отдельного Закона о носителях русского языка. В нём должно быть учтено введение госпошлины при сдаче соответствующего экзамена перед приходом на комиссию, которые ныне есть во всех регионах РФ. В Законе нужно будет определить срок, например, полгода, в течении которого человек, признанный носителем, получает российское гражданство. То есть предоставлять гражданство "носителям русского языка" безотносительно страны проживания соискателя, а также не спрашивая документов о происхождении предков. Главное, чтобы сам претендент был именно «носителем языка».

-  Принять закон о «праве происхождения», называемому ещё "правом почвы", по образцу того, что принят в Румынии (в границах на 1940 год). и ряде других стран, где гражданство может получить любой потомок проживающего на территории этой страны Вот, приходит, например, человек и говорит: «Я по-русски уже не очень, язык отчасти утрачен, но вот у меня есть свидетельство о рождении бабушки из Вологодской губернии, и справка дедушки из Уланского полка, куда он был призван из Казани», - если человек выходец из Российской Федерации в её нынешних, современных границах. И дать дату проживания одного из предков, например, на 1893 год.

-  Необходимо совершенствовать законодательство о добровольном переселении соотечественников, принимая во внимание тот факт, что большинство из них горожане, стремящиеся жить в мегаполисах, а отнюдь не в сельской местности, откуда они всё равно в большинстве уедут. Здесь в качестве образца можно взять получение российского гражданства «лицами без гражданства» из Прибалтики, которые получая российское гражданство могут поехать жить в любой регион РФ, но без получения материальной помощи со стороны государства. Получающие же помощь должны, согласно нынешнему законодательству, направиться в тот регион, куда оговорено предварительно.

Также им предложено, что для того, чтобы «не объявлять каждые два года «амнистии» нужно убрать избыточные требования законодательства, которые ведут к массовым выдворениям иностранных граждан с последующим запретом на их въезд от 3  лет. Такого рода запреты коснулись уже более чем двух с половиной миллионов иностранцев, в том числе и соотечественников, что, по мнению экспертов, нанесло значительный ущерб российской экономике, её имиджу в сопредельных странах и просто межличностным контактам, вплоть до разрыва семей,  а многие «носители русского языка» не смогли в результате получить гражданство

Один из основных принципов юриспруденции - наказание должно быть адекватно совершенному проступку. Требуется выделить те административные правонарушения, за которые следует только штраф, а за какие и выдворение. Кроме того, возможно ввести в законодательство, что запрет на въезд может быть снят в случае, если правонарушитель внесёт в бюджет РФ сумму, равнозначную, например, 5 МРОТ.

Им внесены также и другие предложения.

В завершение круглого стола Владимир Юрьевич Зорин отметил, что все прозвучавшие предложения и рекомендации будут обобщены и войдут в итоговую резолюцию, которую затем направят в профильные ведомства.

Екатерина Омельченко

(с использованием материалов Общественной палаты РФ, https://www.oprf.ru/press/news/2715/newsitem/57136)

Вернуться назад Версия для печати