Транзит товаров. Как прорваться через Казахстан?
Казахстан Кыргызстан

После вступления в Евразийский экономический союз Кыргызстан ощутил все «прелести» борьбы за место под солнцем ЕАЭС. Больше всего споров возникает с Казахстаном. Одна из серьезнейших проблем - транзит товаров через соседей.

 Задержать любой ценой

 Сложностей в сфере транзита много. Как субъективных, так и объективных. Решить их пока не удается. Но оказывается, что проблематичными являются не только экспортные, но и импортные поставки.

Предприниматель Т.Сулейманов с 2015 года занимается доставкой фруктов (персиков, апельсинов, яблок) из китайского Хоргоса в Бишкек. Год он работал спокойно, но в начале августа возникли проблемы с провозом груза через Казахстан.

«Мой груз 5 августа задержали в Алматы. Когда я стал выяснять причину, мне сказали, что теперь все товары оформляются транзитом в Алматы и будут проходить досмотр на таможенном посту «Алмалы». После вновь будет оформлен транзит, теперь из Алматы в Бишкек», - пишет в заявлении на имя прокурора Алматы Т.Сулейманов.

Однако пройти досмотр предпринимателю удалось не сразу. Чиновники не принимали документы, ссылаясь на то, что вопрос о том, кто именно должен досматривать груз, еще не согласован. А ведь в четырех фурах были фрукты, овощи и бахчевые культуры, то есть скоропортящийся товар. Груз простоял на посту «Алмалы» шесть дней. Условий для его хранения предпринимателю не обеспечили.

«На просьбы скорее оформить груз мне предлагали подождать. Из-за халатности Департамента госдоходов, отдела досмотра и Таможенной службы я понес значительные убытки. Президент Казахстана в своем послании поручил госорганам оградить малый и средний бизнес от незаконных дополнительных проверок. Почему на деле все иначе?» - возмущается Т.Сулейманов.

Логистические компании, поставляющие товар по маршруту КНР – Бишкек, регулярно сталкиваются с бюрократической машиной Казахстана. В работе они используют как склады на территории РК, так и определенный автопарк машин из Казахстана. В итоге львиную долю подрядчиков, заказчиков, исполнителей составляют резиденты Казахстана. Но это не спасает от проблем.

«В начале августа мы столкнулись с такой сложностью, как дополнительный (внутренний) транзит. Комитет государственных доходов Минфина Казахстана распорядился при оформлении транзита плодоовощной продукции и товаров народного потребления из КНР в КР проводить полный таможенный досмотр на КПП «Жаркент» и «Калжат» таможенного поста «Алтынколь». Оба пункта в ведении Департамента госдоходов по Алматы и Алматинской области. Считаем данную меру фактом нарушения представителями госорганов Казахстана международных соглашений по транзиту грузов», - говорится в письме предпринимателей.

Недовольство бизнесменов понятно. Дополнительный таможенный досмотр увеличивает срок доставки груза. Точных указаний о том, сколько времени надо специалистам ДГД для досмотра, нет. Проблема еще и в том, что полный досмотр чиновники ДГД применяют и в отношении скоропортящихся товаров.

Также увеличиваются и затраты логистов: распоряжение о досмотре заставляет их оформлять транзитную декларацию из Алматы в Бишкек.

Получатель груза несет затраты на полный досмотр и хранение товара, оплату труда грузчиков. Водители большегрузов сидят без денег, ведь им платят за доставку товара до места назначения. Отправитель вынужден доплачивать заказчикам за простой и все это время содержать водителей (питание, проживание). Итого затраты на дополнительный таможенный досмотр оцениваются как минимум в 389 тысяч тенге, или 77,8 тысячи сомов.

Контрабандный транзит

У властей Казахстана свой взгляд на проблему. По их убеждению, дополнительные требования – попытка защитить рынок от контрабанды. Проведенный Комитетом госдоходов мониторинг движения товаров, следующих из Китая в Кыргызстан, показал значительное (на 87 процентов) увеличение объема транзита в первом полугодии 2016-го.

Татьяна Кудрявцева

24.KG

Вернуться назад Версия для печати