Мы максимально ускорим прохождение товаров через таможню

В Плане нации «100 конкретных шагов по реализации Пяти институциональных реформ» Главы государства предусмотрены меры таможенного администрирования для улучшения бизнес-климата.

В беседе с нашим корреспондентом директор Департамента таможенного контроля Комитета государственных доходов Министерства финансов РК Марат Бейсенов рассказывает о работе по реализации шагов Плана нации, касающихся улучшения работы таможни.

- Марат Жумажанович, известно, что кроме фискальной и правоохранительной функций, одной из важнейших задач, стоящих перед таможенными органами, является стимулирование развития предпринимательской среды. Что делается сегодня в этом направлении?

- Да, с момента образования налоговых и таможенных органов Республики Казахстан, которые два года назад объединены в Комитет государственных доходов, нашими главными задачами определены стимулирование развития бизнес-среды, обеспечение экономического правопорядка и построение высокоэффективной службы.

Одним из ключевых условий развития внешней торговли является создание условий, позволяющих участникам внешнеэкономической деятельности совершать таможенные операции быстро и удобно.

Что для этого делается? Могу отметить, что за последние несколько лет время проведения таможенной очистки товаров сокращено с 48 часов до 2 часов, то есть, в 24 раза. Добиться этого нам позволил ряд изменений, внесенных в таможенное законодательство. В частности, сокращен перечень предоставления документов на таможенное оформление: на экспорт - до трех наименований, на импорт - до пяти наименований. При подаче декларации в виде электронного документа таможенному органу не предоставляются документы, на основании которых заявлены сведения о товарах. В настоящее время предусмотрена возможность подачи декларации на товары по таможенной процедуре экспорта товаров в электронном виде.

Кроме того, нами внедрен принцип «добровольного признания ошибок» участниками внешнеэкономической деятельности. Данный принцип предусматривает освобождение от административной ответственности за нарушения таможенного законодательства - при их добровольном устранении до наступления таможенной проверки.

Вместе с тем, ведется работа по переносу процесса таможенного контроля на этап после выпуска товаров, который заключается: в использовании субъектоориентированной модели системы управления рисками; переносе акцента таможенного контроля; перемещении акцента ответственности с должностного лица на декларанта; четком выстраивании механизма оценки уровней риска.

Хочу подчеркнуть, что все эти меры направлены на максимальное упрощение таможенной очистки и ускорение таможенного оформления, что повлияет на ускоренный выпуск товаров, исчисляемый минутами, и обеспечит доверие со стороны участников внешнеэкономической деятельности.

Например, для ускорения прохождения транзитных грузов через морской порт «Актау» подписан совместный приказ контролирующих органов, которым утвержден Порядок взаимодействия государственных органов в морском порту. Это привело к сокращено времени прохождения контроля с 16 до 4 часов, то есть, в четыре раза.

- Что сейчас является наиболее актуальным в совершенствовании таможенного администрирования?

- Безусловно, это внедрение электронного декларирования, позволяющего исключить влияние человеческого фактора при подаче декларации на товары. Для реализации системы электронного декларирования внедряется интегрированный таможенный компонент автоматизированной системы таможенного и налогового администрирования. Эта система разработана ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию - орган Генеральной Ассамблеи ООН - «Казинформ») на платформе актуальной версии ASYCUDA, соответствующей нормам Всемирной торговой организации и международным стандартам. Программа ASYCUDA активно используется более чем в 90 странах.

- Какие ожидаются новшества и изменения в сфере таможенного администрирования?

- Сейчас уже подготовлен проект Таможенного кодекса Евразийского экономического союза - с участием представителей государственных органов и бизнес-сообщества государств-членов ЕАЭС, - который проходит процедуру внутригосударственного согласования. Со следующего года, после вступления в силу нового Таможенного кодекса Евразийского экономического союза нас ожидают изменения и нововведения в таможенной сфере, направленные, в первую очередь, на снижение административных барьеров для бизнеса, упрощение процедур таможенного администрирования и внедрения передовых информационных решений.

Перечислю основные новеллы проекта Таможенного кодекса. Это, во-первых - закрепление приоритета электронного таможенного декларирования, с декларированием в письменной форме только в исключительных случаях. Во-вторых - возможность автоматического выпуска товаров с использованием информационных систем сразу же после подачи декларации на товары, в случае, если не сработал риск. В-третьих, закрепление возможности заполнения таможенной декларации таможенным органом без участия таможенного брокера. То есть, теперь не будет необходимости обращаться к таможенному брокеру и платить ему немалые деньги за составление декларации - все эти услуги будет представлять таможенный офицер. В-четвертых, предоставление отсрочки уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов для участников ВЭД: до 1 месяца - всем участникам с уплатой процентов за предоставленный период отсрочки; до 6 месяцев - без уплаты процентов в исключительных случаях, например, при перемещении товаров для ликвидации стихийных бедствий, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы, при задержке финансирования из бюджета, для поддержки сельскохозяйственной деятельности и в других случаях.

Изменения коснутся и магазинов беспошлинной торговли, так называемых, «Dutyy Free», которые будут теперь реализовывать товары и лицам, прибывающим на таможенную территорию ЕАЭС. Раньше в «Dutyy Free» можно было сделать покупку только при вылете, а сейчас будет такая же возможность при прилете.

Изменения претерпел институт уполномоченных экономических операторов, в отношении которых теперь будут действовать три типа свидетельств и, в зависимости от типа, будет предоставляться отдельный спектр упрощений при экспортно-импортных операциях.

Более широкое применение получает предварительное информирование таможенных органов, которое теперь, при условии предоставления в виде электронного документа, может применяться при нескольких таможенных операциях. В том числе в качестве уведомления о прибытии, транзитной декларации, декларации на транспортное средство и документа для помещения товаров на временное хранение.

- Как проходит внедрение принципа «одного окна»?

- В этом году Правительством утвержден План мероприятий по упрощению таможенного администрирования, в котором заложены мероприятия по внедрению «одного окна» при экспортно-импортных операциях, законодательные инициативы в части требований к перевозчикам, сокращения разрешительных документов, перевода ставок таможенных сборов на национальную валюту. Теперь ставки таможенных сборов будут устанавливаться в тенге, и на них не будут влиять колебания курсов валют.

Отмечу, что сегодня в одной товарной группе разница в ставках в едином таможенном тарифе составляет до 20%, что служит предпосылкой для уклонения от уплаты ввозных пошлин со стороны участников ВЭД и коррупционной составляющей со стороны должностных лиц. Поэтому предусмотрено выравнивание действующих ставок ввозных пошлин на уровне одной товарной группы.

В Плане мероприятий также предусмотрено строительство Зон таможенного оформления в крупных городах и в местах непосредственной близости от пунктов пропуска на внешней границе ЕАЭС.

- Для чего нужны Зоны таможенного оформления?

- Сейчас на совершение таможенной очистки затрачивается очень много времени. Вначале надо разместить товары в местах временного хранения, получить все необходимые разрешительные документы от разных государственных органов, и только потом подать декларацию на товары, которые, в основном, находятся в разных частях города.

Создание Зон таможенного оформления позволит сократить временные и финансовые затраты участников внешнеэкономической деятельности, сократить длительность и сложность процедур таможенного оформления.

В этих Зонах дислокация всех контролирующих органов будет по принципу «одного окна». Всего планируется построить Зоны таможенного оформления в 11 регионах страны.

Кроме того, в Плане мероприятий предусмотрено создание условий для реконструкции и технического оснащения пунктов пропуска, открытия нового морского пункта пропуска «Курык» и развития приграничной инфраструктуры.

В целях обеспечения эффективного управления и таможенного контроля, возможности оперативного перемещения должностных лиц на другие морские пункты пропуска без проведения конкурса, Комитетом государственных доходов планируется создание таможни «Морпорт» с тремя контрольно-пропускными пунктами - «Морпорт», «Карашекпен» и «Курык». Для ускоренного пропуска товаров и транспортных средств через границы будет создана необходимая инфраструктура в пунктах пропуска.

Для увеличения пропускной способности таможни планируется развитие инфраструктуры пунктов пропуска, а также разделение потоков грузового и пассажирского транспорта. При дооснащении будут приобретаться технические средства таможенного контроля, интегрированные в единый комплекс - скоростные сканеры для сканирования транспортных средств, современное весовое оборудование и другие.

Также предусмотрено строительство Главного диспетчерского управления в Астане, в котором будут размещены органы государственных доходов и пограничной службы для организации контроля всего процесса перемещения товаров. Это позволит двум службам оперативно принимать решения по проблемным вопросам, возникающим в пунктах пропуска, что улучшит условия для участников внешнеэкономической деятельности.

- Как будут работать таможенные органы в создаваемых транспортно-логистических центрах?

- Транспортно-логистические центры создаются как в городах, так и при пунктах пропуска через границу. Сегодня для органов госдоходов законодательно определена обязанность открывать центры таможенного оформления при вводе в эксплуатацию транспортно-логистических центров, соответствующих стандартам. Для размещения всех контролирующих государственных органов на транспортно-логистических центров(ТЛЦ) в июле текущего года подписан совместный приказ четырех министерств - сельского хозяйства, по инвестициям и развитию, финансов и национальной экономики. Этим приказом утвержден порядок взаимодействия государственных органов в центрах таможенного оформления и международных ТЦЛ при совершении таможенной очистки.

В целом, вся проводимая работа станет хорошим стимулом для развития транзитного потенциала Казахстана, развития малого и среднего бизнеса, а также позволит снизить административную нагрузку на предпринимательство.

КАЗИНФОРМ

Вернуться назад Версия для печати