О некоторых фундаментальных философских аспектах безопасности

В статье отмечается, что в научной литературе философия безопасности рассматривается в основном с позиции социальной философии и управления. По мнению автора, центральное место в философии безопасности должны занимать собственно философские аспекты. Делается вывод, что философия безопасности предполагает развитую интеллектуальную интуицию, основанную на глубоком знании фундаментальных философских категорий. Философия безопасности предусматривает диалектический подход к анализу опасностей и угроз, осознание неизбежности наличия противоречий и изменений как фундаментального условия бытия. Исследование вопросов безопасности должно исходить, прежде всего, из существующего в настоящее время положения вещей. Следует учитывать относительность и обусловленность выводов, полученных научными методами. С позиции философии, пространство безопасности включает не только географические, территориальные, политические, военные и экономические аспекты, но и сложную систему природных, космических и идейных факторов, которые влияют на общество, человека и окружающую среду.

Ключевые слова: безопасность, философия, философия безопасности, истина, диалектика, время, пространство. 

                The article notes that the philosophy of security is considered in the scientific literature mainly from the standpoint of social philosophy and management. According to the author, philosophical aspects should occupy a central place in the philosophy of security. It is concluded that the philosophy of security involves a developed intellectual intuition based on a deep knowledge of fundamental philosophical categories. The philosophy of security implies a dialectic approach to the analysis of hazards and threats, and awareness of the inevitability of contradictions and changes as a fundamental condition of being. The study of security issues should proceed primarily from the current state of affairs. Relativity and conditionality of conclusions obtained by scientific methods should betaken into account. From the standpoint of philosophy, the space of security includes not only geographical, territorial, political, military and economic aspects, but also a complex system of natural, cosmic and ideological factors that influence society, man and the environment.

                Keywords: security, philosophy, philosophy of security, truth, dialectics, time, space.

                Современные работы по философии безопасности имеют, в основном, характер социальной теории, направленной на сохранение существующей социальной системы и сложившегося в ней порядка. Целью статьи является показать, что философия обладает более широким методологическим потенциалом, позволяющим глубоко понимать фундаментальные процессы, что важно и при принятии практических решений в области безопасности.

                Безопасности в нашу эпоху уделяется повышенное внимание, что можно объяснить большим количеством сложных проблем, стоящим перед обществом, таким как предотвращение войн, экологические, демографические, политические и другие [4;7]. В документах и научной литературе достаточно глубоко разработано понятие безопасности и связанные с ней категории. В наиболее общем виде понятие безопасности, когда речь идёт о социальных системах, определяется как состояние защищенности жизненно-важных интересов личности, общества и государства[1;2]. В тесной связи с безопасностью рассматриваются такие категории как опасность, риск, угроза. Опасность это возможность воздействия, в результате которого наступают негативные последствия. Угроза это высокая степень наступления опасности. Риск это вероятность наступления событий, которые повлекут негативные последствия. В зависимости от того, что является объектом обеспечения безопасности различают: государственную (национальную); общественную; политическую; экономическую; культурную; экологическую; промышленную; военную; информационную и другие виды безопасности. Также говорят о безопасности в природной, технической и социальной среде. В вопросах внутренней безопасности особое внимание уделяется поддержанию социального порядка как условию благополучного существования человека и общества. Опасностью для общества являются экстремизм (приверженность к идеологии, принципиально отличающейся от доминирующей) и радикализм (приверженность к радикальным методам и реформам). В вопросах внешней безопасности первостепенное внимание уделяется поддержанию международного порядка. Международная безопасность рассматривается как состояние международных отношений, которое обеспечивает жизнедеятельность, сотрудничество и взаимодействие государств, а также всего мирового сообщества в условиях защищенности их жизненно важных интересов от различных опасностей. К основным опасностям в международной сфере относят распространение и наращивание вооружений, терроризм, незаконную миграцию, трансграничную преступность, массовые нарушения прав человека и т.д. [2;13].

                Основным методологическим подходом к раскрытию понятия безопасности является принцип сохранения порядка в социальной системе, сохранение существующих социальных институтов, ценностей, идентичностей, политических форм, целенаправленная деятельность на исключение для существующей системы опасностей и угроз [9]. Данный подход представляется логичным и обоснованным, если исходить из теории управления социальными системами, которые ориентированы на их сохранение и развитие. Однако следует учитывать, что современный естественнонаучный подход в социальной теории имеет методологические ограничения, связанные с позитивистскими принципами познания, которые эффективны в определённых условиях, но не являются однозначными при философском, более абстрактном и широком взгляде на окружающий мир. Вопросы философии безопасности рассматривались в научной литературе в основном с позиции социальной философии и управления. Безопасность анализировалась с точки зрения системного, институционального, структурно-функционального, деятельностного, психологического и некоторых других теоретических подходов [15]. Здесь будем исходить из того, что центральное место в философии безопасности должны занимать собственно философские аспекты, которые определяются такими фундаментальными дисциплинами и категориями как гносеология, эпистемология, онтология, диалектика, экзистенциализм, истина, пространство и время.

                Прежде всего, отметим, что определение опасности в реальной ситуации может быть истинным или ложным. Если определение опасности задано ложно, то система безопасности будет работать не на устранение или минимизацию опасности, предотвращение угрозы, а, наоборот, на её усиление. В этой связи важнейшим философским вопросом безопасности является вопрос истины. Поиск истины всегда занимал центральное место в религии, философии и науке. Понимание истины определяет мировосприятие, систему аксиологии и мышление. В соответствии с ним формируются представления о происходящих событиях, их закономерностях, делаются прогнозы, выясняются причины, следствия, мотивы и т.д. Так что есть истина? Можно сказать, что истина это знание, соответствующее свойствам объектам, которые не зависят от познающего и определяются содержанием самого объекта. Однако любой объект, по терминологии И. Канта, это «вещь в себе», внешне проявляемая в виде феноменов, распознаваемых при помощи органов чувств. При этом неизбежно происходит искажение сущности познаваемого объекта. Следовательно, любое эмпирическое знание об окружающем мире является относительным, то есть неполным. Исходя из принципа целостности, новое знание должно вписываться в сложившуюся более общую систему взглядов. Эмпирические знания об окружающем мире постоянно меняются по мере их накопления. Но со времён древнегреческого философа Парменида истина это знание неизменное. Платон трактовал подлинное знание как воспоминания души о причастности к вечному миру идей [3]. С позиции древнеиндийской философии абсолютная истина вечна, является знанием сущностной природы, в отличие от обыденного знания материального мира. В доктрине джайнизма познание обыденной эмпирической реальности выражается через релятивистские варианты суждения «да», «нет», «и да, и нет», «ни да, ни нет» [14]. Европейская религиозная философия в средние века определяла знание истины как благодать, исходящую от Бога. Немецкий философ-идеалист Г.Ф. Гегель отмечает, что наука создаёт универсум познания, присваивая всю определённость материала и содержание. Однако ничто не может быть утеряно и из абсолютного содержания, и оно не может быть снижено до конечного; и перед лицом бесконечного конечная форма должна снять себя [6]. С таких общефилософских взглядов положения научного метода оказываются в области относительной истины. И философское понимание происходящих событий, в том числе в сфере безопасности, подразумевает, наряду со знанием рациональных теорий и эмпирических фактов, интеллектуальную интуицию, имеющую сверхчувственную основу.

Как уже отмечалось, понятие безопасности с точки зрения управления связано, прежде всего, с сохранением существующих социальных институтов, стабильности, понимаемой как неизменность сложившегося в социальной системе порядка [8]. Рассмотрим это положение через категорию диалектики. В общем виде под диалектикой понимают движение и развитие живой и неживой материи. Так, по мнению древнегреческого философа Гераклита, в основе движения лежит противоречие. Великий эллин Платон называл диалектиками тех, кто способен обозревать единое и многое, разделять на части и сводить в одно целое. По мнению Платона, необходимо не принимать неподвижной вселенной. Бытие одновременно едино и множественно, вечно и преходяще, неизменно и изменчиво, покоится и не покоится, движется и не движется, действует и не действует, страдает и не страдает. Чувственный мир есть область, в которой противное происходит из противного, например, похвальное - постыдному, справедливое - несправедливому и т. д. В одной и той же вещи в одно и то же время совмещаются противоположные качества. В прекрасных предметах, спрашивает Платон, не проявляется, ничего безобразного? В справедливых - ничего несправедливого? В благочестивых - ничего нечестивого [3]? В древнеиндийской религиозно-философской поэме Бхагавад-Гита говорится, что в конце каждого космического дня (кальпы), все существа входят в Божественную личность, а в начале следующей кальпы возрождаются. Так происходит цикличность развития в материальном мире, когда всё материальное исчезает, но неизбежно появляется вновь [5]. Для Гегеля развитие имеет метафизический характер и присуще миру идей, которые имеют иерархическую структуру и стремятся к абсолютной идее. Гегель различает два компонента становления: возникновение как переход ничто в бытие и исчезновение бытия. В целом становление приводит к наличному бытию, к чему-то ставшему. С современных позиций к законам диалектики относят законы единства и борьбы противоположностей, перехода количественных и качественных изменений, отрицание отрицания. Пожалуй, наиболее отчётливо позитивистская диалектика к социальным процессам выражена в марксизме. Карл Маркс полагал, что при любом типе экономической организации есть господствующий класс, который владеет средствами производства и осуществляет над ними контроль. Сущность взаимоотношений между господствующими и эксплуатируемыми классами состоит в том, что правящий класс эксплуатирует трудящийся класс. Форма эксплуатации зависит от способа производства, который представляет собой единство двух его сторон – производственных сил и производственных отношений, которые находятся в диалектическом взаимодействии. Отчуждение определённых групп людей от собственности, от результатов труда порождает и постоянно воспроизводит конфликт классовых интересов между собственниками-эксплуататорами и лишёнными собственности эксплуатируемыми, который, в конечном счёте, выливается в классовую борьбу и революцию, что приводит к смене общественно-экономических формаций. Существуют, как известно, и другие теоретические подходы к диалектике. Применительно к проблемам безопасности категория диалектика особенно важна в понимании, что развитие, а, следовательно, изменение любых, в том числе социальных, систем является неизбежным процессом. Касается ли это мирового порядка, региональных интеграционных союзов и объединений, существования государств и социальных институтов – фундаментальные изменения неизбежны. С общефилософских позиций безопасность не может ассоциироваться с полной незыблемостью существующего социального порядка и трактовкой новых социальных явлений и процессов как однозначно представляющих опасность и угрозу. Наличие общественных противоречий связано с философским законом единства и борьбы противоположностей, и также является неизбежным и необходимым в социальных системах, являясь источником социальных изменений. Закон отрицания отрицания говорит о неизбежности появления новых качественных состояний общества. Принципиальный вопрос заключается только в том, является ли отрицание существующего социального порядка полным и абсолютным, либо характеризуется преемственностью, сохранением того ценного в цивилизации, что может транслироваться в следующие поколения, которые будут находиться в иных общественных условиях. В целом, философия безопасности предполагает диалектический подход к анализу опасностей и угроз, понимание неизбежности наличия противоречий и социальных изменений как фундаментального условия бытия.

Интересной и важной по отношению к безопасности является философия времени и пространства. Что представляет наибольшую опасность для существования каждого человека? Это угроза смерти, которая побуждает задуматься о цели и смысле жизни, о формировании экзистенциальной аксиологии, определяющей практические действия. Когда герой эпоса «Бхагават-Гита» военачальник Арджуна пытался уклониться от участия в сражении, Господь сказал ему – «Я - могучее время, губящее мир, и теперь Я занят разрушением мира». С позиции древнеиндийской ведической философии, существование во вторичном мире (майя) представляет собой непрерывный процесс возникновения, пребывания и разрушения [5]. По утверждению древнегреческого философа Аристотеля, прошлое уже не существует, будущее ещё не существует, существует лишь настоящее [3]. С позиции современного подхода, время представляет собой последовательность и длительность. Оно одномерно, однородно и необратимо. Впрочем, английский физик и философ И. Ньютон полагал, что существует абсолютное время, которое не имеет отношения к каким-либо событиям, оно существует само по себе и протекает равномерно и абсолютное пространство, которое безотносительно к чему бы то ни было внешнему остается всегда одинаковым и неподвижным. В начальной точке отсчёта, от которой идёт измерение всех событий, существует абсолютный покой и абсолютная безопасность, ведь ничего не меняется и не происходит [12]. Однако такая метафизическая абстракция только подтверждает, что в физическом мире длительное сохранение существующего объекта или социальной системы невозможно в принципе. Речь может идти лишь об относительной безопасности в локальный промежуток времени. Философское понимание времени предполагает определённый скептицизм в отношении методов аналогии, экстраполяции и прогнозирования. Это имеет прямое отношение к анализу и прогнозу угроз безопасности. Аналогия с другими объектами, случаями и т.д. не выглядит надёжно, ведь сравнения можно проводить только по определённым характеристикам. Если объекты разные, то они априори нетождественны, а значит, любые аналогии являются ограниченными и жёстко обусловленными. Прошлое не существует в настоящем, а значит, нет возможности достоверно и однозначно оценить его влияние на настоящее, и на этой основе делать прогнозы на будущее. Но в какой мере тогда следует доверять экстраполяции и прогнозированию? С точки зрения философского подхода, анализ вопросов безопасности должен исходить, прежде всего, из существующего в настоящее время положения вещей. Это не означает, естественно, что надо отказываться от существующей методологии и методов анализа процессов, но следует учитывать относительность полученных на их основе выводов и ограниченность их использования в практической деятельности.

Еще одной важной для безопасности философской категорией является пространство. О пространстве безопасности, как правило, говорят в контексте региональной или глобальной системы международных отношений [10]. Используются, прежде всего, геополитический, военно-стратегический и геоэкономический пространственные подходы, при которых рассматриваются национальные интересы в связи с территориальными и географическими аспектами. Здесь обратим внимание на философское понимание пространства как взаиморасположение, протяжённость и величину объектов. В современных представлениях пространство трёхмерно, изотропно, однородно. В античные времена мир рассматривался как единая космическая система, включающая человека. Зная, например, расположение космических тел, которые греки считали одушевлёнными, можно было определить многие события, происходящие на земле. Школа философа Пифагора, хорошо знакомого с восточными религиозными и философскими традициями, ориентировалась на метод познания окружающего мира через исследование числа и выяснение математических закономерностей. Религия, мифы, небесные тела, общественные процессы, природа, математика и т.д. были для античных мыслителей тесно взаимосвязаны [3]. Такой подход интересен и с позиций современной эпохи. Например, антропокосмизм русских исследователей А. Чижевского и И. Вернадского предполагает тесную взаимосвязь человека, природы и космоса. По мнению Чижевского, физическая, психическая и интеллектуальная и социальная активность людей напрямую зависит от активности Солнца и Луны [11]. Н. Гумилёв разработал оригинальную теорию этногенеза, в соответствие с которой судьба этноса определяется природными условиями начального обитания, энергией космоса, цикличностью развития и другими факторами [8]. С точки зрения философии, пространство безопасности это не только географические, территориальные, политические, военные и экономические аспекты безопасности, но и сложная система природных и космических сил, которые влияют на общество и человека. Выявить, оценить и сопоставить эти факторы и составить на этой основе прогностическую модель представляется сложной задачей. Пространство безопасности может иметь и более многоплановую конструкцию, например, включать сферу идей, тогда решение подобной задача выглядит ещё проблематичней.

                Таким образом, можно сделать вывод, что философия безопасности методологически предполагает развитую интеллектуальную интуицию, основанную на глубоком знании фундаментальных философских категорий, необходимую для понимания и решения вопросов безопасности. Философия безопасности предусматривает диалектический подход к анализу опасностей и угроз, осознание неизбежности наличия противоречий в природе и обществе, необходимости изменений как фундаментального условия бытия. Анализ и прогнозирование вопросов безопасности должно исходить, прежде всего, из существующего в настоящее время положения вещей. Следует учитывать относительность, обусловленность и ограниченность выводов, полученных даже самыми современными научными методами. С позиции философии, пространство безопасности включает не только географические, территориальные, политические, военные и экономические аспекты, но и сложную систему природных, космических и идейных факторов, которые влияют на общество, человека и окружающую среду.

В. Е. Журавлёв

Институт мировых цивилизаций

НАНО ВО «Институт мировых цивилизаций»

г. Москва

 

ЛИТЕРАТУРА

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ «О безопасности» //РГ №5374 (295) 29 декабря 2010 г.

Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»

URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/40391

Асмус В.Ф. Античная философия М.: Высшая школа 2009 400 с.

Бек У. От индустриального общества к обществу риска Ulrich Beck. From Industrual Society to the Risk Society //Theory, Culture and Society, February 1992, v.9, no.1, p.97–123.

URL: https://igiti.hse.ru/data/421/313/1234/5_2_3Beck.pdf

Бхагавадгита/[пер. с санскр.,Д. Бурбы] . – М.:РИПОЛ классик, 2015. – 560 с.

Гегель Г.В.Ф. Философия религии: В 2 т. М.: РОСПЭН, 2007. – 798 с.

Гидденс Э. Судьба, риск и безопасность Anthony Giddens. Fate, Risk and Security. In: A.Giddens. Modernity and Self-Identity: Self and Society in the Late Modern Age. Cambridge: Polity Press, 1991, p.109–143.

URL: https://igiti.hse.ru/data/417/313/1234/5_2_1Gidd.pdf

Гумилёв Л. Н., Иванов К. П. Этносфера и Космос // Материалы Второго Всесоюзного совещания по космической антропоэкологии. М., 1984. С.211-220.

Жмеренецкий В.Ф. Теория безопасности социальных систем: М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2010. – 182 с.

Журавлёв В.Е. Использование методологии теории комплексов региональной безопасности в дисциплине Геополитика // Сб: Гуманитарное образование в экономическом вузе: материалы IY Международной научно-практической заочной конференции. М.: ФГБОУ ВПО «РЭУ им.Г.В. Плеханова», 2016 С.399-404

Захаров М.Л. Антропологические и антропокосмические воззрения А.Л. Чижевского // Вестник МГТУ, том 11, №4, 2008 . С.732-736

Ньютон Исаак Математические начала натуральной философии М.: Наука – Изд-во Академии наук СССР, 1989. - 688 с.

Патрушев Н.П. Особенности современных вызовов и угроз национальной безопасности России // Журнал российского права. – 2007. – № 7.

Пахомова С.В. - Свет дхармы: Антология традиционной индийской философии — СПб.: ЗАО «Торгово-издательский дом «Амфора», 2013. - 576 с.

Рыбалкин Н.Н. Философия безопасности: Монография - М.: ОЛМА-Пресс, 2002. - 252 с.

Вернуться назад Версия для печати