Перо не тянется к бумаге
Евросоюз Турция

великобритания

Английская школа собирается сдать бумагу и авторучки в утиль. Современный английский школьник сегодня практически не способен пользоваться такими дремучими орудиями труда, как пишущая ручка и листок бумаги. Экран компьютера и клавиатура - вот его естественная "среда обитания".

Это у Пушкина бумага тянулась к перу, перо - к бумаге, и мысли вольные плавно текли. А у пришедшего сдавать экзамен английского школьника все с точностью до наоборот: ступор в мыслях, когда экзаменатор кладет перед ним крайне неудобный инструмент, которым на протяжении двух с половиной часового марафона требуется выписывать затейливые зигзаги букв, так что плечи и спина ноют потом весь день.

Компьютеризированные до зубов школы Соединенного Королевства в нынешнем столетии практически отменили классные доски и перевели процесс обучения на компьютеры. Традиционные учебники стали заменяться учебниками электронными. Однако экзаменационная система каким-то чудом ускользнула от этих реформ, и под компьютеризацию не попала. Лишь весьма незначительная доля школьных экзаменов сдается сегодня в Англии и на Уэльсе на компьютерах.

Между тем в современной английской школе экзаменов так много, как, пожалуй, ни в одной стране мира. Государственные экзамены сдаются учащимися в возрасте семи, одиннадцати, четырнадцати, шестнадцати, семнадцати и восемнадцати лет. Если же прибавить к этим испытаниям внутренние тесты, проводимые по отдельным предметам пару раз за учебный год, то очевидным становится, что экзаменуются английские учащиеся едва ли не по системе нон-стоп. Профсоюз английских учителей обозвал эту экзаменационную лихорадку тестинговым сумасшествием. Обнародованное в свое время исследование показало, что каждые 13 из 200 британских подростков помышляют накануне экзаменационной сессии о самоубийстве.

Поэтому, покуда экзамены в принципе не искоренили как рудимент системы образования, английские педагоги замыслили сделать их хотя бы максимально комфортными для учащихся. Изабел Нисбет, глава наблюдательного комитета по сдаче экзаменов Ofqual, внесла на днях революционное предложение: перевести сдачу экзаменов целиком и полностью на компьютер. Главный арбитр английской экзаменационной системы заявила, что пора положить конец практике сдачи написанных от руки ответов на вопросы. "Это не может больше продолжаться, - сказала Изабел Нисбет, - мы рискуем провалить наши экзамены как таковые, поскольку использование на них ручки и чернил решительно отличается от того способа, каким наша молодежь учится сегодня".

Поддержав новаторское предложение своей коллеги, исполнительный директор экзаменационного комитета АQА Эндрю Холл пошел еще дальше. Он заявил, что в идеале, оценка знаний должна проводиться в онлайне, и при этом по индивидуальным заявкам от самого студента, когда он почувствует себя готовым к сдаче экзаменов. Иными словами, поставлен вопрос о том, что в будущем следует отказаться от той системы, когда все студенты и учащиеся экзаменуются в одно и то же время.

Как близко это прекрасное завтра английской школы? Сайон Хамфрис, советник профсоюза школьных директоров Англии, приспускает реформаторов на грешную землю, сомневаясь в том, что у школ хватит материальных ресурсов. Сегодня, когда впавшая в режим экономии Британия урезает бюджеты школ по части их технологического оснащения, трудно рассчитывать на то, что сотни учащихся школы, сдающих одновременно экзамен, будут иметь под рукой и притом в отличном рабочем состоянии сотни компьютеров.

германия

Пробиться через бюрократию министерских коридоров с вопросом о выпускных экзаменах в немецких школах оказалось делом весьма неблагодарным. В министерстве образования "РГ" сказали, что школы находятся в компетенции федеральных земель, поэтому экзаменами не занимается ни один его отдел. Отослали в Постоянную конференцию министров образования и культуры земель ФРГ.

Но там не смогли найти подходящего собеседника, посоветовав обратиться в министерства образования федеральных земель. В отделе школ Берлинского сената (так называется кабинет министров земли Берлин) долго не могли понять вопрос. Удивлялись: что за наваждение посетило нас, жаждущих выяснить то, чего нет? Объясняли: выпускные экзамены различаются по виду школ, а их в Берлине четыре. И в свою очередь отослали на самые нижние этажи - в школы.

С вопросом об электронных экзаменах к берлинским учителям лучше не подходить.

- Экзамены на компьютере в классе? Какие компьютеры? Вы их где-нибудь видели? У нас в школе только в классе информатики они стоят, да и то лишь для занятий по программированию используются, - так ответил ректор гимназии имени Вернера фон Сименса в берлинском районе Целендорф.

Да, с электронным оснащением школ в федеральной земле Берлин тяжело. От отчаяния управление образования Берлинского сената бросило клич в народ: пусть кто может, подарит старые компьютеры школам. Не надо относить их на свалки, если не пробил их последний час. Отдав персональный компьютер детям, можно и вклад в защиту природы внести. Ведь старый комп не надо будет утилизировать, он может еще послужить.

Не случайно ответы в министерстве были уклончивы. Электронизация сферы образования в Германии пока что отодвинута в далекое будущее. В настоящее время не то что экзамены, занятия невозможно проводить в компьютерных классах. По последним статистическим данным, лишь 15 процентов немецких школьников в возрасте от 14 до 19 лет ежедневно пользуются компьютером на уроках - один раз в неделю. Что уж тут говорить об экзаменах?

Неужели немецкие подростки такие дремучие? Да нет. То же исследование показывает, что 99 процентов пользуются Интернетом либо с компьютера, либо с мобильного телефона. У некоторых есть и то, и другое, да еще не в одном экземпляре. Почти все школьники обеими руками проголосовали за введение обучения с помощью компьютеров.

Но вот для десятиклассницы Луизы Древитц из той же гимназии имени фон Сименса вопрос об экзамене на компьютере просто не стоит:

- Абсурд, научная фантастика, мы все пишем от руки. Да и чем компьютер лучше? Интернетом же все равно нельзя пользоваться было бы, как и во время простого экзамена.

Вносить мобильные телефоны или смартфоны в экзаменационный класс и правда запрещено. Поэтому сделать шпаргалку и передать ее по электронной почте и сейчас нельзя. По словам представительницы управления образования Беате Штофферс, пилотные проекты "экзамен на ПК" сейчас проводятся только в так называемых "народных школах" на курсах повышения квалификации для взрослых. Однако и тут первое правило: отключение Интернета. К тому же на этих экзаменах используются специальные системы тестов, которые ускоряют проверку результатов. Ее проводит сам компьютер, анализируя ответы и суммируя общий результат.

финляндия

"Эта девушка пользовалась шпаргалками во время экзамена", - пожаловалась финская студентка на сидящую в соседнем ряду украинку.

Вошедшая в аудиторию преподаватель невозмутимо поинтересовалась у иностранной студентки: "Это правда, что вы списывали? Я рекомендую вам подготовиться и прийти на пересдачу через две недели".

Украинка такого не ожидала. Ведь в Восточной Европе не принято стукачество, да еще и в студенческой среде. На пространстве СНГ, пожалуй, каждый студент хоть раз в жизни пользовался шпаргалками или списывал прямо из учебника, лежащего на коленях. Этим никого не удивишь. А вот в соседней Финляндии учащиеся не списывают никогда. В Суоми считается, что экзамен - это тест на твою конкурентоспособность и знание предмета. А использование шпаргалок на экзамене не что иное, как нечестная игра по отношению к своим же сокурсникам, которые добросовестно готовились к сессии. Поэтому финскую студентку, сдавшую со всеми потрохами украинку, никто не осудил. Да и иностранке никто не сказал ни слова. Все понимали, что ей и так стыдно и что больше она списывать не будет, по крайней мере в финском университете.

Если же экзамен проводится с использованием компьютера, то к его организации подключаются университетские компьютерщики. Они отключают технику от Интернета и других вспомогательных программ, оставляя доступным для пользователей только бланк теста. При этом в Финляндии довольно часто студенты получают низкие оценки. По-видимому, это связано с тем, что в Финляндии экзаменов не боятся. Сессия для финских студентов ничем не отличается от учебного процесса. Учащиеся хорошо знают о своем праве пересдавать заваленный экзамен неограниченное количество раз. Кстати, студенты из России крайне редко бывают в списке заваливших экзамен студентов. Быстро освоив и приняв правила игры, наши молодые люди успешно проходят финские тесты.

франция

Во Франции идея о том, чтобы школьники сдавали экзамены с помощью компьютеров, пока не овладела широкими педагогическими массами. Правда, не так давно здесь вспыхнули споры вокруг этой проблемы.

А толчком послужила инициатива датчан. Те в качестве эксперимента в 14 школах позволили ребятам использовать компьютеры, а также с некоторыми ограничениями и Интернет в ходе экзаменов. Этот опыт еще не завершился. Скорее всего, лишь в этом году кое-какие итоги будут подведены. Так что французы внимательно следят за северянами.

- У нас считается, что экзамены - это проверочный тест именно знаний ученика, а не его способности с помощью Интернета компилировать материал, - делится с "РГ" специалист в области образования и одновременно шеф-редактор журнала "Л Этюдьян" Эммануэль Давиденкофф. - Нашим педагогам по большей части сложно представить себе, как можно оценить уровень знаний, особенно при возможности экзаменуемых выходить в Мировую паутину. Может быть, в будущем умение находить нужные источники информации, обрабатывать ее в ограниченное время будет важнее, чем накопленные знания, но это, несомненно, потребует нового подхода к самим экзаменам. Пока это не так.

- Правда, есть одно исключение, - продолжает эксперт. - Это один из экзаменов, результат которого учитывается при получении старшеклассниками аттестата зрелости. Речь об оригинальной инициативе, когда несколько школьников, как правило, от двух до четырех человек, должны сделать коллективную работу на пересечении двух предметов. К примеру, влияние английского языка на французский или наоборот. Математика и физика. Они этим занимаются в течение года по два часа в неделю, и в этом случае имеют право использовать Интернет, с тем чтобы составить своего рода досье по заданной теме. То есть здесь мы видим некую подготовку к тому, что ждет ребят, когда придет время учиться в вузах. Это факультативный предмет, но многие через это проходят.

- Ну а почему не разрешить компьютеры на экзаменах, чтобы хотя бы не писать работы от руки?

- Насколько я знаю, это пока не планируется. Правда, некоторые учителя принимают в течение учебного рада письменные задания, отпечатанные на компьютерах или отправленные им по электронной почте. Но далеко не все. Многие опасаются, что школьники станут выуживать готовые ответы из Интернета.

- И все-таки, революция в информатике - это одно из главнейших явлений нынешнего века, и школа в полной мере, включая ее экзаменационную составляющую, как считают датские экспериментаторы, должна быть вовлечена в этот процесс...

- И у нас к этому придут. Ряд экспертов министерства образования об этом не только думают всерьез, но и разрабатывают конкретные проекты. Некоторые из них, надеюсь, в ближайшем будущем получат путевку в жизнь.

китай

В Китае строго придерживаются мнения, что никакой компьютер не может заменить чистописание.

И хотя прошло уже сто лет с того момента, как государственная экзаменационная система кэцзюй канула в Лету, к экзаменам в Китае по-прежнему особое отношение. Да и разве может бесследно исчезнуть главный элемент в системе образования, просуществовавшей без мало 1300 лет. Поэтому китайская система, наверное, является одной из самых традиционных в мире.

Например, подготовка к экзаменам начинается с похода в храм. За несколько дней до единого дня тестирования в основном родители и родственники миллионов абитуриентов осаждают храмы Конфуция с единственной просьбой - помочь их "недорослям" успешно сдать экзамены. Обычно на подготовку к экзаменам мобилизуются все моральные, а главное финансовые ресурсы не только семьи, но и зачастую всего родственного клана. И чем меньше уверенности в способностях своего отпрыска, тем активнее воздаются молитвы древнему мыслителю.

Непосредственно сами экзамены обычно начинаются 7-8 июня, в единый день и час по всей стране. Каждый экзамен, а всего их пять, позволяет максимально набрать 100-150 баллов. Чем больше итоговое количество баллов, тем разнообразнее выбор вуза, хотя некоторые элитные университеты обычно устраивают дополнительные тестирования для абитуриентов.

Безусловно, самым главным экзаменом является китайский язык. Испытания проводятся в разнообразных формах - в виде тестирования, а также сочинения на свободную тему. Причем сочинение, которое изобилует цитатами из классических литературных трудов, будет оценено преподавателями намного выше, чем просто собственные размышления. С другой стороны, нет обязательного требования приводить высказывания "классиков" или руководства страны, как это было в древности. Учащимся также уже не нужно зубрить наизусть многотомные труды древних произведений, как это делали их предки.

Еще одной важной формой проверки ученика является знание иероглифов, причем некоторые задания позволяют оценить даже чистописание. Ведь, как считают в Китае, грамотный человек не только должен уметь читать и знать значение иероглифов, но и уметь их писать, аккуратно выводить все элементы в строгой их последовательности. Поэтому о возможности перехода на компьютеры во время экзаменов здесь даже не упоминают. Более того, в последние годы все чаще звучат призывы проводить экзамены по правописанию не только среди школьников, абитуриентов и студентов, но даже среди чиновников. Поскольку постоянная работа на компьютере, использование телефонов для отправки смс-сообщений и прочие современные технические вспомогательные инструменты заставляют забывать, как пользоваться бумагой и кисточкой для выведения иероглифов.

южная корея

В Южной Корее нет необходимости объяснять детям, что такое Интернет и компьютер. В стране, где практически каждый ходит с сотовым телефоном, а доступ во Всемирную паутину можно получить из любого места, они являются неотъемлемой частью жизни каждого гражданина.

Не являются исключением и школы. Здесь уже не говорят об их компьютеризации. Это пройденный этап. Насущной задачей сейчас является перевод учебных пособий в цифровой формат. Министерством образования, науки и технологий Южной Кореи разработана специальная программа по переводу школьных учебников в "цифру". Она реализуется с 2007 года. В ее рамках новые пособия были успешно опробованы в ходе эксперимента, в котором принимали участие 300 школьников из четырех начальных школ. Результаты показали, что школьники с плохой успеваемостью стали лучше учиться. Также отмечалось повышение интереса у детей к получению знаний.

Обычные "талмуды", которые дети носили в ранцах каждое утро в школу, стали не нужны. Теперь их будут заменять несколько дисков. В марте 2009 года 20 начальных школ полностью перешли на цифровые книги. Корейский, английский, математику, социологию и музыку корейские дети теперь изучают по дисплеям ноутбуков. Впрочем, учебники эти весьма непростые. Каждый из них включает рабочую тетрадь, различные словари, видео- и аудиоматериалы, а также различные гиперссылки, позволяющие обращаться к дополнительным материалам во Всемирной сети. Словом, корейские школы стараются идти в ногу со временем.

Начиная с нынешнего года, цифровая волна захватит в общей сложности 100 корейских школ. Согласно программе, обеспечить цифровыми учебниками планируется два высших класса начальной, а также все классы средней и высшей школ. Как ожидается, к 2013 году все школы Южной Кореи будут использовать только цифровые учебные пособия.

турция

В то время как в европейских столицах уже всерьез поговаривают об окончательном переходе к сдаче всех школьных экзаменов исключительно в компьютерном виде, в Турции их продолжают сдавать по старинке. И в ближайшей перспективе никто здесь от этой практики отказываться не намерен.

Турецкий ученик приходит на экзамен почти в полном соответствии с постулатом советской школы - никаких посторонних предметов (не говоря уже о компьютерах). Одни лишь знания в голове и карандаш в пенале.

К слову, и карандаш этот не простой, а особенный, с надписью "экзамен". К удивлению корреспондента "РГ", такие "экзаменационные" карандаши разных фирм-производителей встречаются почти в каждом магазине канцтоваров Турции. В чем заключается их функциональное отличие от обычных карандашей, так и осталось тайной. Вероятно, это верность традициям, которые здесь чтут.

Нежелание образовательных учреждений Турции переходить к более современным формам контроля знаний своих учеников нисколько не означает, что местные школы скудно оборудованы. Их основная проблема схожа с российской и заключается в крайней переполненности классов. Количество учеников в классе здесь нередко достигает 35-40. Однако в любой государственной школе практически каждый класс оборудован по последнему слову техники, не говоря уже о выходе в Интернет с каждого школьного компьютера.

Турецких учеников также нельзя обвинить в компьютерной отсталости. Несмотря на то что Интернет в Турции является одним из наиболее дорогостоящих во всем мире, опросы показывают, что турецкие школьники являются наиболее активными пользователями Сети у себя в стране, обгоняя по некоторым показателям своих родителей. Недавнее долгожданное открытие для турецких пользователей сервиса youtube, закрытого местными властями в 2008 году, вызвало наибольшее ликование именно у турецких подростков.

Так в чем же причина верности Турции карандашу и бумаге? Система школьного образования в Турции является весьма консервативной и с трудом подвергается модернизации. Здесь это признают и учителя, и родители, и старшеклассники. Поэтому ожидать от страны кардинального отказа от прежних, к слову сказать, хорошо зарекомендовавших себя десятилетиями методов сдачи школьных экзаменов в пользу еще не совсем изученных компьютерных наивно. Однако нужно признать и то, что в Турции крайне оперативно перенимают, особенно у своих европейских соседей, наиболее успешные революционные нововведения, стараясь привить их и на своей земле.

www.rg.ru

Вернуться назад Версия для печати