К столетию Первого Съезда народов Востока

Важнейшим отличием революционного процесса 1917-1921 гг. от революций 1848 года стал его всемирный характер. Народные движения, восстания, забастовки, революции помимо Европы охватили страны Азии, Африки и Латинской Америки. Если в развитых странах выступления трудящихся шли преимущественно под социалистическими лозунгами, то в периферийных и колониальных странах восставшие, главным образом крестьяне и мелкая буржуазия, выступали с требованиями демократизации, национального освобождения, аграрной реформы и т. п. В 1918 году рисовые бунты потрясли Японию, а в Турции началась национально-освободительная война. На следующий год произошли революции в Египте и Китае, восстание в Корее. Эти массовые движения вовлекли миллионы людей и во многих случаях достигли значительных успехов.

Сто лет назад в Баку состоялся 1-й Съезд народов Востока. Он стал провозвестником новой эры для всех трудящихся огромного региона. Сегодня, когда Восток снова раздирают раздоры, когда внешние и внутренние хищники и паразиты стремятся снова погрузить народы в войну, мракобесие и бесправие, особенно важно вспомнить об альтернативе, свет на которую был впервые пролит столетие назад. В условиях поражения революции в Европе и Америке руководство большевиков обратило свое внимание на страны Востока. Этот демарш стал ещё одной демонстрацией стратегической гибкости партии Ленина. Сначала для победы революции в России большевики выступили за союз пролетариата с крестьянским большинством. Теперь для триумфа мировой революции они решили обратиться к массам Востока. Сам факт подобного мероприятия показал, что в мире появилась сила, намеренная превратить неевропейские страны и народы из объекта в субъект мировой политики. Впервые мировая колониальная система была объявлена нелегитимной. Вопросы, поднятые в 1920-ом году в Баку, остаются актуальными и по сей день, когда одни страны Востока находятся в нео-колониальной зависимости от развитых капиталистический страны, другие управляются деспотическими режимами, а третьи, подобно Ираку или Афганистану, оккупированы силами империалистические держав, возглавляемых США. Со времён холодной войны Запад поддерживает самые реакционные и клерикальные силы, которые пытаются свести на нет прогресс в социальных отношениях, эмансипации женщин, защите прав трудящихся, который был достигнут в период до распада СССР. А значит, до окончания борьбы еще очень далеко. Важнейшим отличием революционного процесса 1917-1921 гг. от революций 1848 года стал его всемирный характер. Народные движения, восстания, забастовки, революции помимо Европы охватили страны Азии, Африки и Латинской Америки. Если в развитых странах выступления трудящихся шли преимущественно под социалистическими лозунгами, то в  периферийных и  колониальных странах восставшие, главным образом крестьяне и мелкая буржуазия, выступали с требованиями демократизации, национального освобождения, аграрной реформы и т. п. В 1918 году рисовые бунты потрясли Японию, а в Турции началась национально-освободительная война. На следующий год произошли революции в Египте и Китае, восстание в Корее. Эти массовые движения вовлекли миллионы людей и во многих случаях достигли значительных успехов.  Не секрет, что великие революции оглядываются на опыт своих предшественников, и большевистская революция прежде всего «сверяла часы» по опыту Великой Французской Революции и революций 1848 года, которые произошли в Европе.  Как марксисты, Ленин и его товарищи ждали пролетарской революции в развитых капиталистических странах, которая не только избавила бы Советскою России от угрозы интервенции, но и предоставила бы России необходимые ресурсы, кадры и технологии для модернизации страны. Мировая революция была для большевиков не идеологической блажью, а залогом выживания и ключом к реконструкции бывшей Российской империи. Но революции в Европе и Америке потерпели поражение. Важнейшей причиной этих неудач стала относительно стабильная ситуация в странах-победительницах в Первой мировой войне, чьи войска и ресурсы были использованы в интересах контрреволюции. По мнению В.И. Ленина это было связано с тем, что «империализм выделил горстку богатейших, передовых наций, грабящих весь мир, и тем самым позволил буржуазии этих стран подкупать на счет своей монополистической сверхприбыли (империализм есть монополистический капитализм) верхушки рабочего класса этих стран». (1)  В этой ситуации руководство большевиков в поисках союзников обратило свое внимание на страны Востока. Этот демарш стал еще одной демонстрацией идеологической гибкости партии Ленина на пути к достижению своих стратегических целей. Сначала для победы революции в России большевики выступили за союз пролетариата с крестьянским большинством. Теперь для триумфа мировой революции они решили обратиться к массам Востока. Организацию съезда взял на себя Исполком Коминтерна и его руководитель Григорий Зиновьев.  До сих пор фигура этого крупнейшего деятеля большевистской партии не получила должной оценки, а между тем в качестве организатора Съезда народов Востока Зиновьев стал одним из тех, кто формировал восточную политику советского государства. Место для форума выбрал другой видный советский политик, Карл Радек, — им был предложен Баку, столица Азербайджана. На тот момент это была единственная советская республика на Востоке. Так же Баку считался городом со старыми революционными традициями, уходящими еще к революции 1905 года, и многонациональным населением, где жили азербайджанцы, армяне, персы, русские и другие народы.  Хотя открытие съезда было назначено на сентябрь, первые делегаты стали приезжать в Баку еще в августе. Больше всего участников прибыло из Турции, Ирана и Армении, на съезде были представители Индии, Китая, Вьетнама, Центрально-Азиатских стран и др. Всего к первому сентября, официальной дате открытия съезда, в Баку приехало более 2 000 человек. Это был первый столь представительный международный форум, состоявшийся за пределами Европы. Помимо Зиновьева и Радека на съезд приехали Бела Кун, Иосиф Сталин, Джон Рид, Том Квелч и др.   В ночь на 1 сентября съезда был открыт программным докладом Григория Зиновьева, в котором следует выделить несколько важным моментов. Во-первых, Зиновьев в самом начале своего выступления упомянул неудавшееся наступление Красной Армии на Варшаву, давая понять, что Советско-Польская война – это часть глобального противостояния сил революции и мировой капиталистической системы, и что в Баку большевики намеревались открыть новый фронт этой войны. Во-вторых, глава Коминтерна заявил, что Съезд Народов Востока рассматривается как продолжение Второго конгресса Коммунистического интернационала.  В-третьих, Зиновьев дал понять, что коммунисты видят в «сотнях миллионов крестьян Азии» резерв для мировой революции.  (2) По международной ситуации выступили Карл Радек и Михаил Павлович (сотрудник Наркомата иностранных дел). Докладчики рассказали о соперничестве блоков империалистических стран на Ближнем и Дальнем Востоке, подчеркнув, что этот конфликт ослабляет все капиталистические державы и дает шанс для революционных движений. Несколько заседаний было посвящено аграрному вопросу и освобождению крестьянства колониальных стран.  (3) Еще одним интересным начинанием съезда стала попытка привлечь на свою сторону политический ислам. На обсуждение съезда был представлен «Проект шариат», трактовавший 15 законов шариата как не противоречащие коммунистической доктрине.   На итоговом финальном заседании было принято решение создать постоянный исполнительный комитет, который будет отвечать за регулярный созыв съездов народов востока и в дальнейшем, но это решение осталось мертворожденным. Съезд 1920 года стал первым и последним форумом такого рода.  Для гостей для стороны съезд стал красочным шоу. Баку был украшен красными флагами, а на многих зданиях были повешены лозунги на всех языках многонационального города. В самых значимых местах были сооружены триумфальные арки. Крупный бюджет и авторитетный оргкомитет, в котором состояли Н.Нариманов, С.Орджоникидзе, А.Микоян и прочие видные большевики Закавказья, подчеркивали значение мероприятия. На улицах шли концерты и театральные постановки, да и сами депутаты в традиционных костюмах сообщали съезду неповторимый колорит.  Ориенталисткая атмосфера съезда вызвала многочисленные критические замечания, звучавшие не только со стороны сторонних наблюдателей, но и из рядов его организаторов.   Так английский писатель Герберт Уэллс писал: «Надеюсь, что я не обижу товарища Зорина, к которому питаю искреннее чувство дружбы, если признаюсь здесь, что не могу серьёзно отнестись к его бакинскому съезду. Это был карнавал, театрализованное зрелище, красочная инсценировка. Было бы абсурдом считать это съездом пролетариата Азии». По словам Н. Нариманова, «Мы хотели показать представителям народов Востока, как мы умеем красиво и много говорить, какого совершенства достигло фотографическое дело у нас, когда ораторов снимают во всех позах, и… больше ничего». (4)  Еще более едко происходившее описывал Илья Эренбург в своем романе «Хулио Хуренито» «в большом зале сидел кавказцы в черкесках, афганцы с чалмами, в клеенчатых халатах, бухарцы в ярких тюбетейках, персы», на груди которых были приколоты «портреты Карла Маркса». В середине «восседал товарищ просто в пиджаке и читал резолюции», делегаты «кивали головами, прикладывали руку к сердцу и всячески одобряли мудрые тезисы. Я слыхал, как один перс, сидевший в заднем ряду, выслушав доклад о последствиях экономического кризиса, любезно сказал молодому индийцу: “Очень приятно англичан резать”, — на что тот, приложив руку к губам, шепнул: “Очень”» (5) По словам Уэллса 1-ый съезд народов Востока произвел тягостное впечатление на Максима Горького –  «Ему мерещится кошмарное видение — Россия, уходящая на Восток». (6) Серьезные вопросы вызвал и состав приглашенных гостей съезда. Так, в Баку приехал бывший младотурок и один из лидеров турецких националистов Энвер-паша. Советская России была заинтересована в хороших отношениях с рождающейся турецкой республикой, но имя Энвера ассоциировалось с ответственностью за гибель армян во время Первой мировой войны. Его присутствие вызвало недовольство многих делегатов. Ряд других делегатов из Центральной Азии в дальнейшем перешли на антисоветские позиции и приняли участие в басмаческом движении.   Несмотря на противоречивые отклики участников и современников, форум в Баку не стал протокольным мероприятием. Многие важные встречи и дискуссии, прошедшие за кулисами съезда, не попали в официальные протоколы, и их содержание на долгие годы осталось под грифом «Совершенно секретно». На неофициальных встречах обсуждалась поддержка национально-освободительных движений в Турции (Кемаля Аттатюрка) и Иране (Мирзы Кучек-хана), меры по советизации Грузии и Армении, устанавливались личные контакты между делегатами и советским руководством.  Сам факт подобного мероприятия показал, что в мире появилась сила, которая намерена превратить неевропейские страны из объекта в субъект мировой политики. Впервые мировая колониальная система была объявлена нелегитимной, причем это заявила не только Советская Россия, но и представители народов самих колониальных стран. Это не произошло незамеченным.  В декабре 1920 года Сирийский комитет единения арабов заявил, что: «Правительство Ленина и его друзей и поднятая ими Великая Революция для освобождения Востока от ига европейских тиранов почитается арабами великой силой, способной дать им счастье и благополучие. Счастье и покой всего мира зависит от союза рабов и большевиков… Да здравствует Ленин, его товарищи и советская власть! Да здравствует союз всего ислама с большевиками!» (7) Съезда народов Востока стал этапом в развитии внешней политики Советского государства и коммунистической партии, направленной на поиск «прогрессивных» союзников в странах, где капиталистические отношения еще находились в зачаточном состоянии. Примечательно, что в тот момент особый интерес был обращен к политическому исламу, хотя в дальнейшем Москва стала искать союзников среди «прогрессивной» буржуазии и интеллигенции.   Среди делегатов съезда было 55 делегаток, что сделало его важным событием в истории эмансипации женщин Востока. Так, по ситуации в Турции свой доклад сделала коммунистка Наджие́ Сума́н. На съезде обсуждались вопросы борьбы с полигамией, женского труда и защиты прав женщин в семье.   Вопросы, поднятые в 1920-ом году в Баку, остаются актуальными и по сей день, когда одни страны Востока находятся в нео-колониальной зависимости от развитых капиталистический страны, другие управляются деспотическими режимами, а третьи, подобно Ираку или Афганистану, оккупированы силами империалистические держав, возглавляемых США. Со времен холодной войны Запад поддерживает самые реакционные и клерикальные силы, которые пытаются свести на нет прогресс в социальных отношениях, эмансипации женщин, защите прав трудящихся, который был достигнут в период до распада СССР, а следовательно, до окончания борьбы еще очень далеко.  Библиография: Ленин В.И. О задачах III Интернационала (Рамсей Макдональд о III Интернационале),  https://ru.wikisource.org/wiki/%D0%9E_%D0%B7%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D1%87%D0%B0%D1%85_III_%D0%98%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B0_(%D0%9B%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BD), (дата обращения 29.09.2020) 1-ый Съезд народов Востока Баку 1-8 сентября 1920 г. Стенографические отчеты. Петроград, 1920 г, стр. 9-15 Там же, стр.  15-17 Буланова О. Как это было: Первый съезд народов Востока в Баку, https://azerhistory.com/?p=13641, (дата обращения 29.09.2020) Эренебург И. Необычайные похождения Хулио Хуренито, http://lib.ru/PROZA/ERENBURG/hulio.txt, (дата обращения 29.09.2020) Майсурян А. 100 лет назад. Первый съезд народов Востока, https://maysuryan.livejournal.com/1166021.html, (дата обращения 29.09.2020) Густерин П.В. Политика Советского государства на мусульманском Востоке в 1917-1921 гг. // Вопросы истории. № 1, Январь 2010, стр. 100

https:

Вернуться назад Версия для печати