О новом научном подходе для решения миграционных проблем

Наши читатели знают, что работа по развитию качественных добрососедских отношений ведётся в России и в правовой сфере. И в этом есть заслуга СМИ «Добрососедство» и всего нашего направления.

В рамках Проекта «Законодательство для добрососедства» и готовящегося проекта «От науки к практике» мы продолжаем публиковать соответствующие материалы.

Они пользуются популярностью среди юристов, общественных деятелей и гражданских активистов, интересующихся данной проблематикой.

Вниманию наших читателей мы предлагаем очередной материал нашего постоянного автора профессора, доктора юридических наук Морозова Павла Евгеньевича о необходимости нового научного подхода для решения миграционных поблем.

 Юрий Московский,  

директор проектов Фонда развития международных связей «Добрососедство», председатель Комиссии по законодательным инициативам совета по делам национальностей при Правительстве Москвы 

 

«Нужен новый научный подход для решения  миграционных проблем»

В настоящее время требуется разработка новой методологии правового регулирования отношений в сфере миграции. Существующий подход к  разрешению проблем  в этой области не отличается достаточной эффективностью. Это  находит свое выражение в наличии большого количества нормативных актов, которые  хотя и объединены единым предметом  регулирования - миграционными отношениями - реализуются изолированно друг от друга  ввиду того, что нет единого цементирующего основания и системного метода, которые позволили бы решать задачи в сфере миграции не отдельно друг от друга,  а совместно и одновременно.

Даже  разработка Миграционного кодекса вряд ли сможет разрешить проблему, так как предлагается объединение  норм различных отраслей права, хотя и исходя из единого предмета регулирования, но без единой методологии. В результате чего правовые положения этих отраслей права  будут существовать отдельно друг от друга, так как не будет цементирующего основания (единого правового подхода). 

Следовательно, воздействие будет точечным, а не системным. Поэтому требуется единый комплексный  метод.

Иными  словами,  задачи которые стоят в области регулирования отношений с участием иностранных граждан  решаются  в настоящее время на основе норм  различных отраслей права независимо  друг от друга, что существенно снижает эффективность правового регулирования. Например, есть задачи, связанные с миграционными отношениями, которые стоят перед международным, конституционным, административным, трудовым, гражданским, гражданским процессуальным, уголовным, семейным  отраслями  права. Каждая отрасль обладает собственной методологией предмет, метод, цели, задачи, принципы, система). Ввиду чего задачи в сфере миграционных отношений решаются сугубо исходя из присущей данной отрасли методологии, что не способствует оптимизации регулирования.

Новая методология  правового регулирования отношений в сфере  миграции должна подразумевать наличие единого подхода на основе системного метода , то есть когда задачи стоящие в сфере миграционных отношений перед различными отраслями  права решаются одновременно в рамках единой системы.

Формирование новой методологии  правового регулирования видится, прежде всего, на основе одновременного реализации задач, стоящих  перед этим отраслями права  применительно к  отношениям с участием иностранных граждан.

Так в области  международного права эти задачи определяются, прежде всего, Всеобщей декларацией прав человека от 1948 года, в статье 2 которой отмечается, что каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

Кроме того, не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит, независимо от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляющейся или как-либо иначе ограниченной в своем суверенитете.

Что касается конституционного права, то  задачи видятся, в частности, в реализации  положений  Главы 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина» и ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ».

Цели  и задачи же трудового права определяются следующим образом: «Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений» (статья 1 Трудового кодекса РФ)».

Административное право направлено  на решение таких задач как: «…защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений». (Статья 1.2. КоАП  РФ).

Что касается гражданского права, то отметим положения статьи 2 ГК РФ: « «Гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративные отношения), договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников

Семейное же право «…устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими родственниками и иными лицами, а также определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей».

Таким образом, в современных условиях назрела необходимость в разработке основ новой методологии правового регулирования отношений в сфере миграции, которая включала бы в себя единство задач и наличие системного метода их решения.

Павел Морозов.

Морозов Павел Евгеньевич (Морозов П.Е.),

доктор юридических наук, Московская Государственная Юридическая Академия (МГЮА) имени О.Е. Кутафина,

 

Морозов Павел Евгеньевич для СМИ "Добрососедство"

Опубликовал общественно-политический портал "#Добрососедство".

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции, автор отвечает за точность приведенных фактов и оценки.

Деятельность эл. СМИ "Добрососедство" поддерживает Фонд развития международных связей "Добрососедство" (www.dobrososedstvo.com) 

Вернуться назад Версия для печати