Этнокультурные коммуникации в мегаполисе во время массовых миграций

8 и 9 февраля 2022 года в ГБУ города Москвы «Московский дом национальностей» прошел семинар «Основные направления государственной национальной политики РФ: цели, приоритеты и механизмы реализации» в рамках реализации проекта «Этнокультурные коммуникации: власть и гражданское общество в многонациональном столичном мегаполисе» для государственных служащих органов исполнительной власти города Москвы.
Сотрудники администраций принявшие участие в семинаре, ознакомились с современными нормативными правовыми актами и положениями, регулирующими сферу государственной политики в области межнациональных отношений и накопленным опытом работы в этой сфере, путями достижения гражданского мира и межнационального согласия в России и в городе Москве.

В качестве экспертов на мероприятии выступили председатель Комиссии по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Общественной палаты Российской Федерации, член Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям, член Общественного Совета ГБУ «МДН», доктор политических наук, профессор Владимир Зорин и председатель Комиссии по миграционным вопросам Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы, директор проектов Фонда развития международных связей Юрий Московский, другие «видные научные и общественные деятели», как было написано в анонсе..

Семинар «Этнокультурные коммуникации в мегаполисе во время массовых миграций»

состоялся 8 февраля 2022 года в Московском доме национальностей (МДН) в рамках проекта «Миграционная политика и вопросы адаптации и интеграции мигрантов в современной России».

Вел данный семинар Московский Юрий Викторович, председатель Комиссии по вопросам миграции Совета  по делам национальностей при Правительстве Москвы, директор проектов Фонда развития международных связей «Добрососедство»  и директор Информационно-аналитический центр «Прогноз, член Межведомственной рабочей группы по вопросам профилактики правонарушений в миграционной среде, ответственный секретарь Общественно-консультативного совета при Управлении федеральной миграционной службы (УФМС) России по г. Москве в 2008-2016 гг..

 

В ходе семинара были рассмотрены следующие темы:

  • Актуальные вопросы адаптации детей из семей мигрантов средствами образования.
  • Основные этапы становления и развития государственной миграционной политики. Реализация основных задач, обозначенных Стратегией государственной национальной политики на период до 2025 года и Концепцией государственной миграционной политики РФ до 2025 года в рамках содействия адаптации и интеграции мигрантов.
  • Развитие диалога между представителями органов власти и институтами гражданского общества, формированию конструктивного взаимодействия между мигрантами и принимающим сообществом.
  • Содействие выработке рекомендаций в области адаптации и интеграции мигрантов;
  • Выработка практических рекомендации по противодействию мигрантофобии в столичном мегаполисе.
  • Содействие вовлечению представителей национальных общественных организаций, неправительственных объединений и некоммерческих организаций в разработку комплекса мер, направленных на укрепление взаимодействия мигрантов с принимающим сообществом.
  • Принципы и цели национальной политики мегаполиса.
  • Задачи по формированию системы социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов.
  • Современная ситуация в условиях пандемии.
  • Ключевые задачи в области управления миграционными процессами, возникшие в период пандемии.
  • Модели и практики реагирования на различные ситуации в мигрантской среде.
  • Базовые тренды и запросы, связанные с управлением миграционными процессами в условиях пандемии.
  • Адаптация (социализация) - процесс интеграции личности в социальную систему.
  • Интеграция (социальная интеграция).

 

ТЕЗИСЫ и МАТЕРИАЛЫ СЕМИНАРА , полностью подпадающие под деятельность нашего проекта «Реальная миграция» мы публикуем на «Добрососедстве», надеясь, что это поможет читателям более объективно понять тему миграции и связанных с нею процессов.

 

Миграционные процессы оказывали существенное влияние на жизнь в нашем городе – столице России – Москве.

Они происходили с самого её основания. Уже в первом упоминании о Москве в Ипатьевской летописи в 1147 году речь шла именно о «миграционных процессах». О них же говорится и в берестяных грамотах.

С 1900 года население Москвы (в современных границах) увеличилось с 1,5 миллиона до 12 миллионов человек).

А население на территории современной Российской Федерации выросло с 62 миллионов до примерно 148 миллионов. Прирост Москвы обеспечивался в первую очередь за счет миграции в основном из близлежащих регионов современного Центрального Федерального округа.

Население Российской Федерации ныне по официальным данным Росстатата составляет примерно 147 миллионов человек. Но если считать с иностранцами, единовременно находящимися на её территории, то в РФ находится около 149-150 миллионов человек, т.е. примерно столько же, сколько было на момент распада СССР в 1991 году. 

C 1992 года российское гражданство получили около 12 миллионов иностранных граждан. Так что новые россияне по своему преимущественному происхождению с территории экс.-СССР; это, в основном, русские по национальности или люди русской культуры.

До прихода пандемии на начало 2020 года в Российской Федерации единовременно находилось:

- около 2,5 миллионов иностранных граждан, которые работали в различных отраслях экономики;

- около 270 тысяч обучающихся в высших учебных заведениях

- 30 тысяч учащихся средних специальных учебных заведений.

 

Из них в Москве:

- примерно 700-800 тысяч работающих иностранцев;

- менее 70 тысяч учащихся вузов и сузов;

- также (по оценкам) в Москве учились 2,5 тысячи школьников-иностранцев;

- 25 тысяч школьников, у которых хотя бы один из родителей был иностранцем.

Ныне в Российской Федерации может находиться около 1,7 миллионов иностранных рабочих, из них в Москве около 600 тысяч.

В строительном комплексе Москвы ныне работают 40 тысяч иностранных рабочих (до начала пандемии было 120 тысяч).

Эти данные вполне соответствуют Указу «О Концепции миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы», который подписал Президент 31 октября 2018 года, где сказано, что «среднегодовая численность трудящихся-мигрантов составляет около 3 млн. человек (3–4 процента от среднегодовой численности всех трудовых ресурсов)» (п.7 Указа). 

Также стоит отметить, что в местах лишения свободы около 5 процентов от числа осужденных составляют иностранные граждане, на долю которых приходится порядка 2-3 процентов от общего числа совершаемых уголовных преступлений.

В настоящее время органы законодательной и исполнительной власти продолжают принимать реальные действия для наведения порядка в миграционной сфере.

Интересен тот факт, что ныне впервые за 200 лет более половины из тех, кто проживает в Москве в ней же и родились.

По переписи 1897 года у 95 % жителей Москвы родным языком был русский, ныне по переписи 2010 года русскими в Москве себя назвали 92 процентов из тех, у кого указана национальная принадлежность. В области, кстати, таковых было 93%. Любопытно, что в 1812 году в городе было 92 % православных и 8% «иноверцев». Наиболее заметными этнодиаспорными группами в 1897 году были также немцы (около 18 тыс.), поляки (9 тыс.), евреи (около 5 тыс.), татары (4,3 тыс.).

По переписи 2010 г. (данные округлены и приведены в тысячах) следующими за русскими по численности были украинцы (1,4% - 154), татары (149), армяне (106), азербайджанцы (53), евреи (53), белорусы и грузины по 39, узбеки (36), таджики (27), молдаване (22), киргизы (19), мордва (17), чеченцы (15), чуваши (14), осетины (13), корейцы (10).

К сожалению, в связи с тем, что участие в переписи не обязательно, в неё не попали очень многие приехавшие в Москву, причем как российские граждане, так и иностранцы. Численность последних оценивалась в Москве на тот период примерно в 1 миллион чел., что составляло от 1/3 до 1/4 всех находящихся в России иностранцев.

Москва увеличивалась каждые 10 лет примерно на 950 тысяч человек. Причём в основном за счет жителей областей, ныне относящихся к Центральному Федеральному округу. Эта тенденция роста, по оценкам экспертов, сохранится на перспективу.

Новые подробности выяснит прошедшая осенью 2021 года Всероссийская перепись населения.

Адаптация и интеграция находящихся в Москве иностранцев (впрочем, так-же как и некоторых российских граждан, в том числе с юга России) в Московский социум является важнейшей задачей. Однако необходимо отметить, более половины из находящихся в России иностранцев были в 2014 году гражданами Украины, Белоруссии, Молдавии или относились к русским и людям русской культуры, не успевшим получить российское гражданство.

И в целом проблемы адаптации и интеграции приезжих не стоят в Российской Федерации так остро, как в ряде Европейских стран.

Президент Российской Федерации В.В. Путин отмечает, что «Для нашей страны, которая исторически стала общим домом для сотен народов и этносов, межнациональное согласие является безусловным приоритетом и важнейшим условием существования государства» 

Мэр Москвы С.С. Собянин подчеркивает, что «В Москве исторически сложилось московское сообщество, члены которого, несмотря на различие национальностей, составляют единую культурно-историческую общность "москвичи"»

Недавно на встрече с президентом Таджикистана Э. Рахмоном. Президент Российской Федерации В.В. Путин отметил, что «Мы всё делаем для того, чтобы люди себя чувствовали комфортно, тем более что реально рабочих рук у нас в настоящее время не хватает в целых отраслях экономики»

В Москве преобладает вовсе не внешняя трудовая иностранная миграция, а внутренняя, когда на заработки в столицу едут люди из разных регионов России. Ещё есть миграция образовательная, семейная, медицинская, туристическая, маятниковая – когда жители Московской области ежедневно ездят на работу в Москву.

Миграция упомянута в Соглашении между Правительством Москвы и Правительством Московской области о стратегическом развитии Московского региона.

Адаптация (социализация) - процесс интеграции личности в социальную систему, вхождение в социальную среду через овладение её социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями, навыками, позволяющими ей успешно функционировать в обществе. Она особенно важна для тех, кто приехал в Москву лишь на заработки.

Интеграция (социальная интеграция) это:

  • процесс установления оптимальных связей между относительно самостоятельными малосвязанными между собой социальными объектами (индивидуумами, группами, социальными классами, государствами) и дальнейшее их превращение в единую, целостную систему, в которой согласованы и взаимозависимы её части на основе общих целей, интересов.
  • формы поддержания социальной системой устойчивости и равновесия общественных отношений.
  • процесс, при котором ответственность за интеграцию иностранных граждан в общество другой страны лежит не только на одной конкретной группе, а скорее на нескольких сторонах: самих иммигрантах, правительстве, организациях и населении принимающей страны.

Интеграция подразумевает под собой степень, в которой индивидуум испытывает чувство принадлежности к социальной группе или коллективу на основании разделяемых норм, ценностей, убеждений и т.д. Она включает в себя принятие индивида другими членами группы.

Интеграция особенно необходима тем, кто приехал в Москву, рассчитывая остаться здесь навсегда, пустить здесь корни и обрести вторую, новую Родину.

 

Об адаптации и интеграции прямо или косвенно говорят следующие документы

  • 115-Федеральный Закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
  • Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года".

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ "О безопасности" (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)

  • Стратегия национальной безопасности Российской Федерации

УТВЕРЖДЕНА Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года N 683.

  • Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы. УТВЕРЖДЕНА Указом Президента Российской Федерации от 31 октября 2018 г. N 622.
  • Указ Президента РФ от 19.12.2012 N 1666 (ред. от 06.12.2018) "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года". В редакции Указа Президента Российской Федерации от 06.12.2018 № 703;
  • Федеральный закон от 01.06.2005 N 53-ФЗ (ред. от 05.05.2014) "О государственном языке Российской Федерации

 

В Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года сказано, что «На развитие национальных, межнациональных (межэтнических) отношений также влияют следующие негативные факторы: недостаточная урегулированность миграционных процессов, вопросов социальной и культурной интеграции и адаптации мигрантов, не позволяющая в должной мере обеспечить текущие и будущие потребности экономического, социального и демографического развития страны, интересы работодателей и российского общества в целом.

Среди целей Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года: «успешная социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов»

Среди принципов: «создание условий для социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов»

Среди задач: совершенствование законодательства Российской Федерации.

В их числе касающейся:

регулирования вопросов, связанных с созданием условий для укрепления государственного единства, формирования общероссийского гражданского самосознания, этнокультурного развития народов России, гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений, развития межнационального (межэтнического) и межрелигиозного диалога и предупреждения конфликтов, для социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов;

признания социально ориентированными российских некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в сфере межнационального (межэтнического) сотрудничества, сохранения и защиты самобытности, культуры, языка и традиций народов Российской Федерации, социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов, этнологического мониторинга и предупреждения конфликтов

 

 

 

Задачи по формированию системы социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов:

  • создание экономических и социальных условий для добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, а также для переселения граждан Российской Федерации в другие регионы в целях их освоения;
  • решение при реализации Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года социально-экономических и демографических задач с учетом интересов и этнокультурных традиций народов Российской Федерации;
  • содействие в процессе социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов (при их готовности) развитию речевого взаимодействия, межкультурному общению в целях повышения уровня доверия между гражданами и искоренения национальной и расовой нетерпимости;
  • противодействие формированию замкнутых анклавов мигрантов по этническому признаку;
  • обеспечение взаимодействия государственных и муниципальных органов с общественными объединениями, способствующими социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов;

 

Адаптации и интеграции содействует ФЗ-115 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» введённая Федеральным законом от 20.04.2014 N 74-ФЗ (ред 23.06.2014)).

Статья 15.1. Подтверждение иностранными гражданами владения русским языком, знания истории России и основ законодательства Российской Федерации.

Статья 37.1. Особенности подтверждения владения русским языком, знания истории России и основ законодательства Российской Федерации отдельными категориями иностранных граждан

Адаптация и интеграция иностранных граждан ведётся по многим направлениям. Данной темой занимается ряд ведомств и институтов гражданского общества. Важная роль в этом на Федеральном уровне отведена Федеральному агентству по делам национальностей (ФАДН).

В городе этой проблемой по факту заняты департаменты национальной политики и межрегиональных связей, образования и экономического развития (в чьём ведении находятся вопросы миграции).

Если хотим решить вопрос, а не говорить о процессе, то должна быть соответствующая государственная (муниципальная) структура и ответственные исполнители.

В этой связи является недостаточным участие в данных процессах только «активистов» из различных институтов «гражданского общества».

 

В Москве принята СТРАТЕГИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОРОДА МОСКВЫ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА.

Стратегия Москвы неотделима от федеральной Стратегии. Её суть в сбережении и развитии города и той уникальной общности людей, которая сложилась в Москве за столетия.

Москвичей ныне в столице больше 12 миллионов человек, представляющих более чем 160 национальностей. Причем большинство– русские.

Как сказано в Стратегии наш город «стал центром формирования российского государства, объединяя многие народы, языки, культуры и религии на основе общих духовно-нравственных ценностей, идей патриотизма. Город Москва, став столицей, сохраняя связь времен и поколений, единый культурный цивилизационный код, основанный на русской культуре и русском языке, а также историко-культурном наследии всех народов России, создал великое, исторически успешное многонациональное государство». Причем, обратите внимание, это было принято ещё до прошлогодних поправок в Конституцию.

 

Современная ситуация.

На момент начала пандемии с целью работы в России находилось около 2,3 млн. иностранных граждан. Из них в Москве – около 700 тыс. человек. В среднем по стране трудовые мигранты-иностранцы занимают не больше 3% от всей рабочей силы в РФ. В московском регионе этот показатель около 7%.

Но современная цивилизация состоит из «производственных цепочек», деталей «механизма», при котором выпадение даже малого «винтика» приводит к коллапсу всей системы.

Иностранные рабочие в секторе ЖКХ и торговле продуктами вынесли на себе значительную часть нагрузки по обеспечению жизнедеятельности Москвы, Подмосковья, Санкт-Петербурга и других крупных городов.

Из-за пандемии в среднем по стране отток иностранцев составил примерно 20%. Границы на выезд начали открываться в сентябре-октябре, и к 2020 г. в стране осталось около 1,7 млн иностранных работников. В Москве на данный момент находится около 650 тыс. работающих в различных отраслях иностранцев.

В город стали пребывать иностранцы из других регионов РФ в поисках работы.

Заработки иностранных рабочих в среднем превысили заработки москвичей.

Время эпидемии для всех идёт непросто. Однако, некоторые отрасли, например, строительный комплекс и ЖКХ, торговые сети даже в период самых жестких карантинных мер продолжали работать в прежнем режиме. Доставка продуктов и товаров даже расширилась. А вот иностранные рабочие, которые были задействованы в сфере общепита и торговли промтоварами, оказались в крайне тяжёлой ситуации. На грани голода в Москве после начала пандемии и связанных с ней карантинных мер, связанных с закрытием предприятий, оказались от 30 до 50 тысяч человек иностранцев, оказавшихся без средств к существованию и не имеющих возможности уехать из Российской Федерации из-за закрытых границ. Однако, надо отдать должное российским общественным и религиозным организациям, которые относительно быстро сориентировались и нашли способы помочь людям. Современное российское общество проявило неожиданно для многих большую устойчивость, гражданскую сознательность и солидарность, смогло консолидироваться для оказания гуманитарной помощи тем, кто в ней нуждался, в том числе и иностранным гражданам.

Постоянную поддержку оказывали иностранным студентам российские вузы. Так, например, Московский педагогический государственный университет (МПГУ) не только оказывал гуманитарную помощь, но и отменил плату за проживание учащихся в общежитиях.

Большое, можно даже сказать, что решающее значение для правовой и гуманитарной сторон в сложившейся в тот период ситуации имел Указ Президента от 18 апреля 2020 года № 274. «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», в который были внесены изменения Указом N392 от 15.06.2020 г. и Указа № 580 от 23.09.2020, а также Указ Президента РФ от 15 декабря 2020 г. № 791, который продлил до 15 июня 2021 года действие ряда принятых из-за пандемии мер. Большую роль в подготовке этого документа сыграли, по имеющейся информации, общественные объединения и Антитеррористический комитет РФ.

Тем самым были купированы многие возможные проблемы, в том числе и потенциальный рост криминала и экстремизма. Иностранные граждане, в том числе и студенты, явственно увидели, что российское государство принимает все возможные меры для оказания им соответствующей помощи и поддержки. Соответствующий сигнал был послан и государственным органам.

Нашей экономике требуется гораздо больше трудовых ресурсов, чем они есть внутри страны. А Москве, как любому другому мегаполису мира, особенно нужны дополнительные рабочие руки. В некоторых отраслях ощущается серьёзная нехватка рабочих. Например, в строительной сфере она составляла по ряду заявлений до 40%. То есть отрасль могла просто «рухнуть». А ведь со строительством связано множество смежных отраслей: производство стройматериалов, транспортировка грузов, питание, производство спецодежды и т.д. Да и на самой стройке не только строители заняты: есть бухгалтерия, охрана, водители, система переподготовки кадров и т.п. При этом строительство жилья, как известно, является «локомотивом» еще ряда отраслей – от него зависят производство коммунального оборудования, продажи мебели, бытовой техники, текстиля, домашней утвари и др. Если стройка остановится, то все сопутствующие процессы неизбежно пострадают. Сработают эффекты бабочки и бумеранга.

В результате пандемии возник значительный дефицит рабочих, который не в состоянии покрыть внутренние источники. В связи с этим крупные российские компании добились возможности привоза иностранных рабочих на свои объекты по особым правилам.

В целом отношение к иностранцам в России за время пандемии значительно улучшилось, в обществе происходит осознание того, что они в России не отнимают, а создают рабочие места, работают в интересах граждан России.

Нелегально ныне в Москве находится не больше 5% иностранцев. Правоохранительные органы сейчас чётко работают в этом плане. Да и работодателям, вопреки легендам, «нелегалы» не выгодны - слишком велики риски их найма. Штраф за одного нелегально работающего иностранца составляет в Москве от 400 тысяч до 1 млн руб.

Среди иностранных рабочих большинство ныне составляют граждане Узбекистана, Таджикистана, Киргизии. До пандемии к нам на заработки ехало много тружеников из Украины, Молдавии, Белоруссии, Армении, Азербайджана. Сейчас рабочих из этих стран значительно меньше. Одним из факторов снижения их числа стало то, что доллар и евро, по сравнению с 2014 годом, подорожали более чем в два раза, значит, заработки стали в два раза ниже.

У нас ныне есть три основных потока иностранной рабочей силы. Первый и самый массовый – «работающие по патентам». Патент – это не плата за то, что человек работает в РФ, а документ, который выдается тому, кто выполнил целый ряд условий. Среди них авансовый платеж налогов, которые в конце года (некоторые работодатели делают это сразу) возвращаются в виде налогового вычета. Также для получения патента надо пройти процедуры дактилоскопии, сдать экзамен на знание русского языка, законодательства и традиций РФ, медицинские анализы, получить медстраховку, предоставить сведения о месте регистрации (где еще и жить надо), потом трудовой договор и т.д. Только после прохождения всех этих процедур выдается патент. По такой системе у нас работают приезжие из стран СНГ, которые не входят в Евразийский экономический союз (ЕАЭС) – Таджикистана, Узбекистана, Украины, Азербайджана, Молдавии.

Граждане из стран ЕАЭС, то есть из Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Армении, трудятся по другой схеме. Им патент для работы получать не надо. При этом их работодатели обязаны уведомлять органы МВД РФ о том, что у них работают иностранцы (это правило касается всех иностранных работников).

Третья категория приезжающих в Россию трудящихся–иностранцев - работающие по визам. Их примерно 5% от всех трудовых мигрантов, и, в основном, это граждане стран «дальнего зарубежья». На них распространяется система квотирования, которая раньше была для всех иностранцев. Когда говорят, что правительство уменьшило или увеличило квоты на иностранцев, речь идёт именно об этой категории приезжих.

Есть еще одна категория, причем весьма многочисленная, но малозаметная для большинства – это «высококвалифицированные специалисты», «экспаты», «топ-менеджеры». Чтобы попасть в нее надо или относится к перечню профессий, который составляют в Правительстве РФ, или иметь значительный легальный декларируемый доход, с которого платятся налоги. Многие топ-менеджеры крупных компаний и иностранных журналистов, которые работают в России, относятся именно к этой категории.

Кроме иностранцев, находящихся в Российской Федерации с целью работы, второй по численности контингент иностранцев составляют студенты. Они вносят серьёзный вклад в бюджет российских университетов, обеспечивая занятость 30 тыс. преподавателей. Доход от их обучения составляет примерно 2 млрд. долл. США. Более чем 3/4 этого дохода обеспечивает очная форма обучения, значительная часть его – не плата за образовательные услуги, а бытовые расходы во время учебы 

В начале эпидемии в России было более 280 тысяч иностранцев – студентов ВУЗов, 70 тысяч учились заочно, кроме того около 30 тысяч учащихся было в средних специальных учебных заведениях.

В Москве находилось около 70 тысяч иностранных студентов, часть из которых также стала работать в период пандемии. 

Важное место в адаптации и интеграции уделяется детям приезжих. По ряду данных в столичных школах училось около 25 тысяч детей иностранных граждан (причем около 10 тысяч из них граждане Украины), однако имеющих именно иностранное гражданство из них было менее 3 тысяч.

В российских школах ныне по некоторым данным учатся до 140 тысяч детей мигрантов. Им уделяется самое пристальное внимание. На заседании Совета по межнациональным отношениям в марте 2021 г. Президент России В.В. Путин поручил подготовить предложения по вопросам адаптации в России детей мигрантов.

Кстати, они поступают в российские школы на общих основаниях, открыты центры обучения русскому языку. Готовится комплексная система оценки индивидуальных образовательных потребностей таких детей. Через адаптацию детей происходит адаптация их родителей.

Однако проблемы порой возникают с теми, кто, формально имея российское гражданство, в требуемой мере не овладел государственным языком.

 Для помощи в этих вопросах действуют и разработаны специальные курсы, проводится обучение педагогов, в том числе и в ведущем педагогическом вузе СНГ Московском педагогическом государственном университете (МПГУ).

При этом Правительство России готовит концепцию государственной языковой политики, в ней особое место отведено русскому языку. До конца года Государственная дума Федерального собрания Российской Федерации в третьем чтении собирается принять поправки в Закон "О языках народов РФ". В нем будет отражена ответственность государства за сохранение родных языков народов страны.

Так что в Москве и в России нет и не было ни миграционного коллапса, ни значительных проблем с адаптацией и интеграцией большинства приезжих.

Именно Москва всегда выступала лидером адаптации и интеграции, добиваясь законов, адекватных изменениям жизненным условий ради блага москвичей и страны в целом.

За последние 10 лет значительно снизилась преступность в городе, он стал действительно безопасным и добрым.

И значительная заслуга в этом - в проведенных комплексах мероприятий, важная составляющая которых приходится на Департамент национальной политики и межрегиональных связей города Москвы и на ГБУ г. Москвы «Московский дом национальностей».

Президент России В.В. Путин, выступая на заседании Совета по межнациональным отношениям в ноябре 2020 года в Нальчике сказал: "Для всех регионов актуальны и темы миграции, в целом миграционной политики. Нужны продуманные эффективные меры по социальной адаптации мигрантов. Мы радушно принимаем тех, кто хочет жить, учиться, работать у нас. И в то же время необходимо жестко отсекать любые риски, связанные с невежеством, распространением экстремизма, разного рода радикальных течений". На этой встрече подчеркивалось, что «доля детей мигрантов в российских школах должна быть такой, чтобы можно было адаптировать их к языковой и культурной среде».

Москва – это столица России и всех проживающих в ней народов.

Правильный подход к миграционным процессам имеет громадное значение для экономки, безопасности, стабильного развития города. У московской власти есть ныне не только понимание этого, но и рычаги для реализации главной задачи – улучшения жизни москвичей, а значит, и всей России в целом.

Правильная миграционная политика, неотъемлемой частью которой является адаптация и интеграция приезжих, помогает в решении именно этих задач.

 

В настоящее время в Государственной Думе находится пакет законопроектов по изменению миграционного законодательства, которые будут обсуждаться.

По экспертному мнению, для дальнейшей оптимизации миграционного законодательства необходимы следующие шаги.

I. Следует продолжать изменять российское законодательство в сторону оптимизации получения гражданства Российской Федерации. Эта процедура должна быть ясной, понятной и признаваемой справедливой большинством россиян.

Среди предлагаемых мер.

1. Изменить законодательство РФ в сторону облегчения получения российского гражданства теми, кто является «носителем русского языка» (это несколько иное понятие, чем просто "знающий язык" – носитель языка владеет им в совершенстве, думает на нём). В законодательстве уже есть это положение.

Для этого необходимо внесение изменений в действующий Федеральный закон «О гражданстве», прежде всего:

1)  О «носителях русского языка». В Законе должно быть учтено введение госпошлины при сдаче соответствующего экзамена перед приходом на соответствующую комиссию по признанию «носителем», которые ныне есть во всех регионах РФ. В Законе необходимо определить срок, например, не более полугода, в течении которого человек, признанный «носителем русского языка», получает российское гражданство. Это означает возможность предоставлять гражданство "носителям русского языка" безотносительно страны проживания соискателя, и без предоставления документов о происхождении (гражданстве) предков - главное, чтобы сам претендент был именно «носителем языка».

2) О «праве происхождения», называемом ещё "правом почвы", по образцу того, что принят в Румынии (в границах на 1940 год) и в ряде других стран, где гражданство может получить любой потомок проживающего на территории этой страны. Вот, приходит, например, человек и говорит: «Я по-русски уже не очень, язык отчасти утрачен, но вот у меня есть свидетельство о рождении бабушки из Вологодской губернии, и к тому же справка о дедушке из Уланского полка, куда он был призван из Казани», - если человек выходец из Российской Федерации в её нынешних, современных границах. И может подтвердить документально дату проживания одного из предков, например, на 1893 год. То есть для принятия в российское гражданство будет достаточно иметь лишь одного из предков по происхождению с территории РФ в её нынешних границах, чье происхождение имеет документальное подтверждения. Разумеется, необходимо также установить конкретный срок «ускоренности» решения о предоставлении гражданства – не более полугода.

3)  Право на автоматическое получение российского гражданства должен иметь каждый, родившийся на территории Российской Федерации по образцу США и других государств. То есть должно действовать «право почвы».

4) Право на получение российского гражданства должен иметь каждый,  где бы он ни родился, чьим отцом или матерью был гражданин России.

5) Разумеется, что для получения гражданств по этим основаниям не надо будет получать разрешения не временное проживание (РВП) и вид на жительство. Соискатель должен получать гражданство минуя эти процедуры.

6) Для обеспечения действия данных изменений следует увеличить количество имеющихся в регионах комиссий по определению «носителей русского языка», предусмотреть их финансирование из государственного бюджета, что возможно будет осуществить за счет госпошлин, которые будут платить претенденты на звание «носителя русского языка», а также сделать такой график их работы, чтобы как можно быстрее решать вопрос с претендентами.

Тоже относится и к численности подразделений, занимающихся вопросами предоставления гражданств на основании «права происхождения» и "права почвы", чье финансирование также может осуществляться из средств, получаемых от госпошлин, взимаемых при подаче соответствующих заявлений.

7) Необходимо законодательно определить включение представителей общественности в состав комиссий по признанию соискателя «носителем русского языка».

2. Необходимо совершенствовать законодательство о добровольном переселении соотечественников, принимая во внимание тот факт, что большинство из них горожане, стремящиеся жить в мегаполисах, а отнюдь не в сельской местности, откуда они всё равно в большинстве уедут. Здесь в качестве образца можно взять получение российского гражданства «лицами без гражданства» из Прибалтики, которые получая российское гражданство могут поехать жить в любой регион РФ, но без получения материальной помощи со стороны государства. Получающие же помощь должны, согласно нынешнему законодательству, направиться в тот регион, куда оговорено предварительно.

3. Следует отменить существующее положение, что судимый на территории других стран не имеет права на получение российского гражданства. То же относится и к лицам, выдворенным или депортированным за административные правонарушения. Относительно предоставления российского гражданства судимым на территории нашей страны должна принимать решения специальная Комиссия. Автоматического не предоставления российского гражданства быть не должно.

4. Необходимо менять практику фактического лишения российского гражданства по статье «необоснованно выданное». Со времени её введения через эту процедуру прошло не менее 150 тысяч человек.

II. Следует учесть, что дети иностранных граждан, находящиеся на территории Российской Федерации, нуждаются в дальнейшем урегулировании своего статуса.

III. Для того, чтобы не объявлять каждые два года «амнистию» для граждан той или иной страны, нужно убрать избыточные требования законодательства, которые ведут к массовым выдворениям иностранных граждан с последующим запретом на их въезд от 3  лет. Такого рода запреты коснулись уже более чем трёх миллионов иностранцев, что, по мнению экспертов, нанесло значительный ущерб российской экономике, её имиджу в сопредельных странах и просто межличностным контактам, вплоть до разрыва семей, а многие «носители русского языка» не смогли в результате получить гражданство

Один из основных принципов юриспруденции - наказание должно быть адекватно совершенному проступку. Требуется выделить те административные правонарушения, за которые следует только штраф, а за какие и выдворение. Кроме того, возможно ввести законодательно, что запрет на въезд может быть снят в случае, если правонарушитель внесёт в бюджет РФ сумму, равнозначную, например, 5 МРОТ.

Не должно быть судебного запрета на въезд на территорию РФ свыше 10 лет. Практику «пожизненного запрета» или фактически пожизненного запрета на въезд требуется прекратить, как и внесудебные решения такого рода.

Не должно быть выдворений, а тем более депортаций без решения реального суда и без права апелляции.

IV. Возможен пересмотр нынешнего миграционного законодательства, касающегося регистрации граждан. Вполне возможен переход на учёт не по месту жительства, а по электронному адресу и номеру телефона.

V. Необходимо увеличить квоты для получения видов на жительство, разрешения на временное проживание и получение гражданства в российских мегаполисах.

VI. Необходимо объединение двух статусов - вида на жительство и разрешения на временное проживание (РВП) в один статус по образцу американской «грин карты». Причем, для получения российского гражданства по основаниям «носитель русского языка», «потомок проживающих на территории Российской Федерации», «родившийся на территории Российской Федерации» получение этого статуса не должно быть обязательным.

VII. Следует ввести «Карту соотечественника» на основании имеющегося международного опыта, в частности, аналога «Карты поляка» в Польше. Обладание такого рода документом должно давать право безвизового въезда в Российскую Федерацию, право на работу в РФ без патента, право на ускоренное получение российского гражданства, право на учёбу в российских учебных заведениях на бюджетных местах. Стоимость её оформления должна быть примерно равной стоимости двух-трех однократных виз в Россию. Сроки ускоренного получения должны быть ясно определены.

VIII. Опыт приема беженцев и вынужденных переселенцев во время боевых действий на Донбассе, а также жизни в период эпидемии короновируса показал, что в российском законодательстве должны быть учтены особые, форс-мажорные обстоятельства, которые могут возникнуть на территории страны. Соответственно, необходимо заблаговременно планировать действия относительно иностранных граждан и лиц без гражданства при таких обстоятельствах, как в области законодательства, так и в части практических мер по их реализации.

Указ Президента Российской Федерации от 18.04.2020 г. № 274. «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» и его дальнейшие редакции (от 15.06.2020 № 392, от 23.09.2020 № 580, от 15.12.2020 № 791) фактически спасли ситуацию в стране от правового коллапса, но нужно иметь ясный и четкий пакет законодательных мер на случай повторения подобного «форс-мажора».

IX. Опыт действий в период пандемии показал, что госорганам и общественным организациям необходимо иметь списки иностранных граждан, которым требуется оказание помощи, в первую очередь, многодетных семей. Необходимо законодательно предусмотреть выдачу продовольственной и иной помощи иностранным гражданам и лицам без гражданства силами МЧС из Госрезерва и т.п. фондов, с использованием возможностей общественности.

X. Должна быть повышена роль работодателя и самого работника, которые обязан ответственно подходить к вопросу медицинских анализов, ведь речь идёт о колоссальной опасности, которую, к сожалению, не все осознают.

Для примера замечу, что эпидемия «испанки», бушевавшая в мире после Первой мировой войны, за полтора года унесла жизней в несколько раз больше, чем поля сражений. А в России именно на неё пришлась большая часть тех, кого принято относить к жертвам Гражданской войны.

Однако следует учесть и то, что в результате вооруженных конфликтов и стихийных бедствий на территорию Российской Федерации могут вновь прибыть сотни тысяч беженцев и вынужденных переселенцев, которые будут нуждаться в срочной помощи, в адаптации и интеграции.

 XI. Та часть МВД, что занимается миграционными процессами (Управление по миграции) для более эффективного выполнения стоящей перед нею задач нуждается в увеличении штатной численности сотрудников, занимающихся непосредственно вопросами, связанными с внешней миграцией.

 Ряд экспертов предлагают пойти дальше и создать специальное ведомство – «Министерство по миграционным вопросам» («Министерство по делам миграции»), занимающееся этой темой.

Это, по их мнению, необходимо сделать из-за специфичности миграционных процессов, их массового характера, колоссального влияния на экономику, политику и социальные процессы в Российской Федерации. В этом ведомстве должен быть учтён опыт Федеральной миграционной службы, Федерального агентства по делам национальностей и МВД, в том числе и в части взаимодействия с общественностью.

Актуальность его создания диктуется также сложной демографической ситуацией в Российской Федерации.

XII. Решить проблему нехватки кадров и средств можно путём ещё большего привлечения граждан к миграционному контролю. С учетом того, что преступления, совершаемые иностранными гражданами, часто носят резонансный характер, способствуют росту межнациональной напряженности и экстремизму, накаляют внутриполитическую обстановку - требуется более широкое привлечение населения к миграционному контролю, что поможет не только снижению преступности, но и уменьшит накал напряженности в этом вопросе.

Следует отметить, что федеральные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления в своей деятельности в последнее время стали шире опираться на социально активных граждан. Положительный опыт имеется, в частности, в Москве, где работу столичных дружинников координирует Московский городской штаб народной дружины, который возглавляет начальник МГШ генерал В.И. Семерда. В структуре МГШ действует Специализированная Народная Дружина по оказанию содействия Управлению миграции МВД («миграционная дружина»), которую возглавляет опытный сотрудник МГШ НД Г.Г. Вовк.

Также в этой работе задействованы Опорные пункты охраны порядка (ОПОП), возглавляемые Т.Л. Косаревич, объединяющие 10 тысяч москвичей.

XIII. Немало способствовала тому, что бы иностранные граждане изучали русский язык, обязательная сдача экзаменов (тестов) для получения патента. Но действует эта норма только относительно иностранцев из государств, не входящих в Евразийский экономический союз; граждан Украины и Белоруссии также освободили от этого тестирования.

Стоит отметить, что вопросы адаптации и интеграции иностранцев в России стоят не так остро, как в ряде европейских стран - всё-таки сказывается как общее прошлое и единая когда-то система образования, так и то, что значительную часть приезжих составляют граждане Украины, Белоруссии и Молдавии, а также славяне и люди европейской культуры из стран Центральной Азии и Закавказья. Тем не менее, проблем немало, особенно с низкоквалифицированными иностранными рабочими, что, например, показало исследование «Миграционная ситуация в Москве и Московской области: реальность против мифологем», проведенное Фондом развития международных связей «Добрососедство» среди работавших в Московском регионе граждан Узбекистана, Таджикистана и Киргизии.

Практически все эксперты, задействованные в данном исследовании, отметили, что общий уровень языковой подготовки мигрантов от года к году снижается по мере смены их поколений. В связи с этим необходимо продолжать расширение обучения потенциальных иностранных рабочих русскому языку на их родине. Это можно делать как на специализированных курсах, так и улучшив преподавание русского языка в этих странах. Российская Федерация может взять на себя обязательство по двусторонним взаимовыгодным соглашениям подготовить необходимое количество преподавателей, используя опыт прошлых лет.

В частности, имелся опыт подготовки учителей русского языка для Узбекистана и в Московском педагогическом государственном университете (Московский государственный педагогический институт им. В.И. Ленина – МГПИ, ныне МПГУ) 

Следует обратить внимание на контроль за выдачей сертификатов о владении русским языком. По имеющимся данным, ныне вполне возможно получение сертификата не владеющими государственным языком России в требуемом объеме. Тех, кто построил соответствующие «схемы» требуется выявлять и карать как мошенников, наносящих ущерб безопасности России, в том числе и по статье УК РФ «Организация незаконной миграции» (Статья 322.1., введена Федеральным законом от 28.12.2004 N 187-ФЗ) 

XIV. С проблемой адаптации и интеграции иностранных граждан связана их профессиональная подготовка по востребованным в Российской Федерации рабочим специальностям. Поэтому необходимо создать условия для того, чтобы трудовая миграция у нас осуществлялась посредством оргнабора, что отнюдь не противоречит использованию механизмов свободного рынка. Данная тема активно прорабатывается ныне в Узбекистане, заявившем об усилении взаимодействия с Евразийским экономическим союзом.

В настоящий момент роль агентств в привлечении рабочей силы из-за рубежа не велика. Так по данным проведённого в южной Киргизии исследования, сделанного британским социологом из Манчестерского университета Мадлен Ривз, лишь около 2% киргизских иммигрантов находили в России работу через кадровые агентства.

Это происходит не смотря на то, что имеется Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан об организованном наборе и привлечении граждан Республики Узбекистан для осуществления временной трудовой деятельности на территории Российской Федерации[i].

Данная тема имеет большие перспективы, но её надо развивать, используя в первую очередь современные методы рекрутирования работников, а не меры принуждения.

Оргнабор не должен препятствовать свободе выбора работодателя работником, не должен быть прикрытием для тех, кто, прикрываясь высокими словами, реально стремится получить процент от труда участников процесса. Ни в коем случае иностранные граждане не должны осуществлять свою трудовую деятельность в РФ только через кадровые агентства или им подобные структуры, как предлагает ряд лоббистов структур, реально озабоченных решением не столько государственных, сколько личных финансовых проблем.

То есть оргнабор не должен подменять возможность работника самому, напрямую, искать работодателя и наоборот.

XV. Пользуясь пробелами в законодательстве, некоторые «представители бизнеса» в сфере ЖКХ, строительства и общественного питания с целью извлечения максимальной прибыли, нанимали персонал из числа приезжих, в основном, из стран СНГ. При этом, нанимая граждан из других российских регионов и иностранных государств, они не обеспечивают их жильем, а сами работники, кто в силу обстоятельств, а кто - из экономии, нередко живут местах, не предназначенных для этого: в промышленных зонах, в подвалах и на чердаках жилых домов, в подсобках. Эта ситуация, безусловно, была порождена, в первую очередь, стремлением к незаконному обогащению со стороны управляющих компаний в сфере ЖКХ, в муниципальных органах власти, а также в органах правопорядка.

В результате возникли проблемы, требующие скорейшего решения:

- незаконное использование приезжими, прежде всего иностранцами, нежилого фонда, отселенных домов, подвальных и чердачных помещений жилых домов, противоречащее всем санитарно-эпидемиологическим нормам и требованиям;

- несоблюдение проживающими приезжими, в том числе иностранцами, безопасности жилищного фонда и проживающих в нём граждан, а также нежилых и отселённых домов, повышенная опасность возникновения пожара в подвальных и чердачных помещениях, что подтверждается статистикой причин возгораний в подвалах и чердаках, причём нередки случаи трагедий с человеческими жертвами;

- проживание приезжих буквально в нечеловеческих условиях, за низкую заработанную плату, выключенных из нормального социума приводит к опасности возникновения различных криминальных ситуаций, служит благодатной средой для преступности, ведёт к росту национализма и ксенофобии, ухудшает имидж нашего города и страны в целом, может содействовать возникновению террористических ячеек.

В связи с этим необходимо усилить персональную административную ответственность должностных лиц ДЭЗов, ЖЭКов, ТСЖ, управляющих компаний, за попустительство нелегальному проживанию в объектах нежилого фонда. Так как одними запретительными и карательными мерами проблему жилья для приезжих не решить, следует разработать программу в которой предусмотреть:

а) переоборудование нефункционирующих промышленных объектов под проживание приезжих из российских регионов и иностранных граждан на законных основаниях;

б) оказание поддержки соответствующим структурам по расселению приезжих в приспособленные для этого помещения;

в) упрощение законодательства, которое в настоящее время накладывает множество неоправданных ограничений для создания общежитий гостиничного типа, что порождает дефицит легального, дешевого жилья, что простимулирует строительства общежитий для приезжих, в том числе и из российских регионов.

г) усиление контроля за проживающими в общежитиях гражданами России и иностранцами с целью профилактики правонарушений и быстрой раскрываемости совершенных.

XVI. В Российской Федерации очно учатся около 270 тысяч иностранных студентов высших учебных заведений. Значительная часть из них по окончанию учебы получает российское гражданство и остается навсегда жить в России. Необходимо предоставлять российское гражданство желающим его получить иностранцам уже после 3-х лет очного обучения в российском вузе, а не после его окончания и года работы, как ныне.

XVII. Нужно тщательнее подходить к разработке и внедрению программ, направленных на развитие добрососедства, направленных на предотвращение возможных межнациональных конфликтов, ведь иное лекарство может быть хуже болезней. Необходима серьезная экспертная и научная работа по изучению миграционных процессов для последующего эффективного управления ими. Требуется изучать не только зарубежный опыт, но и историю собственной страны. Развитие программы обучения по профессиональному стандарту специалиста по межнациональным отношениям и миграционным вопросам помогло бы отчасти решить эти проблемы.

XVIII. Стоит признать, что хотя массовая иностранная миграция не решит демографические проблем РФ, но, однако она может содействовать их преодолению – с 1991 года в РФ переехало белее 10 миллионов иностранных граждан, в основном людей русской культуры из ныне независимых государств, входивших в СССР. А численность населения всех стран бывшего СССР до сих пор, несмотря на значительный прирост в ряде стран Центральной Азии, в совокупной численности только недавно достигла численности населения СССР на момент распада.

При этом, есть мнение, что нельзя всерьез говорить о том, что нынешние жители стран, входивших в СССР, могут принять значительно участие в улучшении российской демографической ситуации.  Однако естественный прирост собственного населения за счет рождаемости всего 1 % в год даст ежегодно более 1,4 миллиона человек, что почти вдвое превышает ежегодный прирост населения всей Центральной Азии и Закавказья, при том, что не все родившиеся в этих регионах приедут в Россию. Так что нужно изыскивать внутренние резервы для роста населения и его распределения по территории страны.

Только внутренняя миграция и естественный прирост населения, связанные с внутренней мобильностью, включающей в себя не только перемещение, но и социальный рост, может стать серьезным резервом для экономического развития, и, самое главное, укрепления безопасности и стабильного роста благосостояния и качества жизни народа Российской Федерации.

Это ускорит процесс воссоединения с теми, кто исторически связан с Россией, будет способствовать межнациональному и межрелигиозному согласию.

XIX. Ситуация с пандемией короновируса показала, что необходим более тщательный контроль за эпидемиологической обстановкой. СМИ сообщают, что «Роспотребнадзор планирует создать информационный ресурс, куда будут стекаться сведения обо всех иностранцах, работающих в России, и результатах обследования зарубежных гостей врачами. Таким образом, каждый иностранный гражданин, который хочет оформить патент на работуразрешение на работуразрешение на временное проживаниевид на жительство или гражданство России, обязан пройти медицинский осмотр»[ii] Но в данном случае речь идет только о тех, кто получает патенты. А это трудовые мигранты из Азербайджана, Украины, Узбекистана, Таджикистана. То есть, хоть и значительная, но все же часть иностранных рабочих.

В соответствии с приказом Министерства здравоохранения N 384н от 29.06.2015, при прохождении медосмотра необходимо сдать анализы на туберкулез, лепру, сифилис, ВИЧ, бессимптомный инфекционный статус, вызванный вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ).  Необходимо дополнить этот список анализом на гепатит-С («желтуху»), проверка на который была отменена в начале 00-х.

С 27 июня 2020 года в силу вступил новый приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.06.2020 № 581н, в соответствии с которым список анализов был дополнен анализом на коронавирус[iii].

Проверку на эпидемиологически опасные заболевания ныне наконец-то проходят не только те, кто получает патенты, но и все, кто осуществляет трудовую деятельность в Российской Федерации на длительной постоянной основе. Однако те, кто хочет осуществлять трудовую деятельность в Российской Федерации, должны пройти предварительную проверку на эти заболевания в своих странах, о чем должны предоставлять соответствующие документы от уполномоченных организаций, которые могут лишаться аккредитации в случае недобросовестности.

XX.  Необходимо шире использовать цифровые возможности, в частности, в области биометрии и упрощения процедур выдачи документов, например, можно отказаться от выдачи «пластика» и перейти к выдачи специальных QR-кодов иностранным работника. Эта простая на первый взгляд мера уменьшит примерно вдвое число их поездок за оформленными документами в миграционные центры, что имеет особое значение в период эпидемии.

XXI. С целью усиления безопасности требуется шире внедрять биометрические данные в документы, причём не только для иностранцев, но и для российских граждан. К ним относятся дактилоскопия, фотография, геномная регистрация.

XXII. Нам надо знать нашу страну, оперировать реальными, а не выдуманными фактами. Только тогда мы сможем правильно распределять ресурсы и планировать стабильное будущее.

Надо понимать миграционную ситуацию, причём не только внешнюю, но и внутреннюю. Для этого необходимы серьезные качественные научные исследования. Постоянный мониторинг ситуации. Ведь ныне на просторах канувшего в лету СССР сложилась парадоксальная ситуация, когда обстановку зачастую гораздо лучше знают исследователи из дальнего зарубежья, чем их российские коллеги.

Конечно, некоторую ясность в общую картину миграций внесёт недавно прошедшая, 2021 года Всероссийская перепись населения, хотя разумеется её данные всё равно нужно дополнять специальными исследованиями, о чём давно говорят наши, уставшие от слухов, учёные. Правда, к большому сожалению, участие в ней не было обязательным для всех, кто находился в момент её проведения на территории Российской Федерации, что даёт возможность критикам сомневаться в её точности и объективности.

 

 

БУДУЩЕЕ:

Относительно миграции в Россию и в Москву не надо впадать в панику и аллармизм. У нас нет и никогда не было «миграционного коллапса». Хотя приезжие были и будут раздражителем для части нашего общества. Но у нас много других, более реальных проблем. А к приезжим в, в том числе и к иностранцам, 95% из коих наши бывшие соотечественники, надо относится доброжелательно. При этом не оставляя безнаказанными тех, кто нарушает российские законы. Но это ведь не только к иммигрантам и приезжим относится.

Столица России, как и вся наша страна, благодаря совместной работе её правительства и жителей, будет становиться всё более удобной для жизни и всё более безопасной, с увеличивающимися возможностями для самореализации и роста благосостояния.

Развитие Страны и Города будет продолжаться. Несмотря на наличие административных границ всё более будет усиливаться межрегиональное взаимодействие, в частности, Москвы и области, в том числе и в деле упорядочивания миграционных процессов. Не случайно говорят о Московском регионе и других агломерациях, и создаются соответствующие, пока ещё общественные комиссии.

Московский регион, наряду с рядом других развивающихся регионов России, будет оставаться притягательным как для граждан страны, так и для иностранцев. В Москве и в её городах-спутниках, как и в других городах, будет продолжаться строительство многоэтажных зданий, будут продолжать стремительно расти малоэтажные коттеджные посёлки.

Так как городской общественный транспорт будет развиваться наряду со строительством удобных дорог для личного автотранспорта, то маятниковая и внутригородская миграции будут увеличиваться.

Адаптация и интеграция приезжих, изменённое законодательство будут давать свои плоды, и, хотя лица москвичей будут как всегда «разные», но образ жизни и речь станут примерно одинаковы, естественно с поправкой на социальный слой, к которому будет принадлежать её житель.

Соответственно, это будет оказывать влияние и на то, что количество конфликтов на почве миграции и «миграционного стресса» будет уменьшаться.

Всё это приведёт к еще большему росту экономики, привлечет в безопасный развивающийся регион новые инвестиции и расширит возможности государства и народа.

Все вышесказанное относится и к стране в целом.

И, по-прежнему, слова Москва и Россия будет звучать гордо.

 

Тезисы подготовил Юрий Викторович Московский, председатель Комиссии по вопросам миграции Совета  по делам национальностей при Правительстве Москвы, директор проектов Фонда развития международных связей «Добрососедство»  и директор Информационно-аналитический центр «Прогноз, член Межведомственной рабочей группы по вопросам профилактики правонарушений в миграционной среде, ответственный секретарь Общественно-консультативного совета при Управлении федеральной миграционной службы (УФМС) России по г. Москве (2008-2016 гг.).

 

Некоторые материалы по теме, размещенные ранее в СМИ Добрососедство:

Юрий Московский: «Новые ноябрьские тезисы о миграции» Дискуссионный  

материал   

http://www.dobro-sosedstvo.ru/dobro/ru/information/o_338135?rating=up&isNew=0

 

Юрий Московский: О мерах противодействия предоставлению незаконных услуг в сфере миграции

http://www.dobro-sosedstvo.ru/dobro/ru/etc/o_341456?rating=up&isNew=0

 

Юрий Московский: О российском гражданстве, числе его получивших, и некоторые предложения по совершенствованию законодательства в этом направлении

http://www.dobro-sosedstvo.ru/dobro/ru/etc/o_336808

 

Юрий Московский: Московская миграция. Адаптация и интеграция приезжих в столичном мегаполисе

http://www.dobro-sosedstvo.ru/dobro/ru/etc/o_321870?rating=up&isNew=0

 

О заседании Межведомственной рабочей группы по профилактике правонарушений среди мигрантов

В заседании принял участие директор проектов Фонда развития международных связей Добрососедство Юрий Викторович Московский, являющийся также председателем Комиссии по вопросам миграции Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы. 

http://www.dobro-sosedstvo.ru/dobro/ru/etc/o_321870?rating=up&isNew=0

 

Зачем Москве мигранты? Как пандемия отразилась на трудовой миграции столицы

Интервью с Московским Ю.В. ««СтоЛИЧНОСТИ» рассказал председатель Комиссии по вопросам миграции Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы Юрий ­Московский»

http://www.dobro-sosedstvo.ru/dobro/ru/etc/o_318763

 

 

Студенты за рубежами (мировая статистика)

Юрий Московский, директор проектов Фонда развития международных связей «Добрососедство». Данные из статьи портала «ОБРАЗОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ» - https://www.unipage.net/ru/student_statistics

http://www.dobro-sosedstvo.ru/dobro/ru/etc/o_59926?rating=up&isNew=0

 

Московский Ю.В.: Урбанизация, миграция, демография и некоторые пути решения связанных с ними проблем в Москве и России.

«В Государственном университете управления вышли материалы о Государственной миграционной политике .

По итогам Международной научно-практической конференции «Государственная миграционная политика Российской Федерации: вызовы времени», прошедшей в Государственном университете управления 17 мая 2016 года при поддержке Комиссии по миграционным вопросам Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям, Общественной палаты Российской Федерации и ФМС России Издательский дом ГУУ издал сборник материалов (ISBN 978-5-215-02866-7).

http://www.dobro-sosedstvo.ru/dobro/ru/etc/o_58431

 

Можно прожить и без мигрантов, вот только зачем усложнять себе жизнь?

Стенограмма. Общественное телевидение России регулярно приглашает на свои передачи специалистов Фонда «Добрососедство» (www.dobro-sosedstvo.ru). В канун Дня народного единства, 2 ноября 2016 года, в эфир вышла передача «Прав? Да!» (ведущий Дмитрий Лысков) в которой, наряду с другими экспертами, принял участие и директор проектов «Добрососедства» Юрий Московский.

Передача на ОТР 2 ноября 2016 года

http://www.otr-online.ru/programmi/prav-da-1240/migranti-ugroza-ili-60335.html

 

http://www.dobro-sosedstvo.ru/dobro/ru/etc/o_58287

 

Миграционная обстановка в Москве в первой половине 2016 и 2015 гг.

http://www.dobro-sosedstvo.ru/dobro/ru/etc/o_57590?rating=up&isNew=0

 

Сведения о миграционной обстановке в России в целом, в том числе и в половозрастном составе, например, статистические сведения в отношении иностранных граждан из ряда государств, находящихся на территории Российской Федерации в половозрастном разрезе (по состоянию на 27 августа 2015г., составил: директор проектов Фонда развития международных связей «Добрососедство» Юрий Московский

http://www.dobro-sosedstvo.ru/dobro/ru/etc/o_51109

 

Сведения о служебно-оперативной деятельности УФМС России по г. Москве (начальник УФМС России по г. Москве Кириллова О.Е.), в том числе и предоставляемые участникам заседаний Общественно-консультативного совета при УФМС России по г. Москве (председатель Алисов Н.А.) и Научно-экспертного совета ОКС при УФМС России по г. Москве (председатель Блажеев В.В., сопредседатель Делягин М.Г., учёный секретарь Гаспаришвили А.Т.) и озвученные на его заседаниях, например, сведения о служебно-оперативной деятельности УФМС России по г. Москве за 10 месяца 2015 г. и 2014 г. (январь – октябрь 2015 и 2014 гг.) 

http://www.dobro-sosedstvo.ru/dobro/ru/etc/o_51936

 

- Сведения о миграционной обстановки в столице России с января по апрель 2016 и 2015 гг., а также в апреле 2016 г.  

 

http://www.dobro-sosedstvo.ru/dobro/ru/etc/o_55105

 

- Половозрастной состав иностранцев в Российской Федерации из некоторых государств

http://www.dobro-sosedstvo.ru/dobro/ru/etc/o_51109

 

Количество обучающихся, являющихся иностранными гражданами, в образовательных организациях, подведомственных Департаменту образования города Москвы. (2015 год) 

 http://www.dobro-sosedstvo.ru/dobro/ru/etc/o_49093

 

 

- Сведения о миграционной обстановки в столице России с января по май 2016 и 2015 гг., а также в мае 2016 г.  

http://www.dobro-sosedstvo.ru/dobro/ru/etc/o_55643

 

 

[i] «Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан об организованном наборе и привлечении граждан Республики Узбекистан для осуществления временной трудовой деятельности на территории Российской Федерации», Электронный фонд технической и правовой документации http://docs.cntd.ru/document/542614408

[ii]  «Роспотребнадзор предложил проверять всех иностранцев на коронавирус и наркоманию», «Московский комсомолец» , 10.03.2020 в 17:31 https://www.mk.ru/social/2020/03/10/rospotrebnadzor-predlozhil-proveryat-vsekh-inostrancev-na-koronavirus-i-narkomaniyu.html

[iii]  Приказ Минздрава России N384н от 29.06.2015 https://migrantmedia.ru/wp-content/zakonodatelstvo-rf/prikaz-ministerstva-zdravoohraneniya-rf-15-06-202-n581n-analiz-migrantov-na-koronavirus-covid-19.pdf

Вернуться назад Версия для печати