Подготовка к предстоящим выборам в местные советы на Украине

Подготовка к предстоящим выборам в местные советы на Украине фактически сводится только к заявлениям кандидатов о своих выборных позициях, ограничивающихся критикой существующей власти и обещаниями все изменить в лучшую пользу. Обещания президента Зеленского, ставшие основой его победы в президентских выборах 2019 г., уже давно стали мишенью критики Зеленского сами по себе.

Раскладка сил, желающая потеснить ставленников «Слуг народа», представляющих большинство в местных советах на 7 октября такова:

  1. "Слуга народа" – 17,2% тех, кто определился и намерен прийти на выборы;
  2. "Оппозиционная платформа – За жизнь" – 12,6%;
  3. "Европейская Солидарность" – 11,7%;
  4. "Батькивщина" – 7,5%;
  5. "За майбутнє" – 7,2%.
  6. "Наш край" – 4,0%;
  7. Радикальная партия Олега Ляшко – 3,9%;
  8. УДАР Виталия Кличко – 3,0%;
  9. "Партия Шария" – 2,6%;
  10. ВО "Свобода" – 2,4%;
  11. партии "Голос", "Победа Пальчевского", "Сила и честь" – по 1,6%;
  12. "Пропозиція" – примерно 1%.

 Суммарный рейтинг других партий-участников местных выборов – 22,2% (23,4%).

Исследование проводилось с методом телефонного интервью с использованием компьютера. Опрошено 5000 совершеннолетних граждан со всей Украины, кроме временно оккупированных территорий. Погрешность – не выше 1,4%.

К 20 октября картина изменилась:

  1. "Слуга народа" – 16,7%,
  2. "Оппозиционная платформа – За жизнь" – 13,5%,
  3. "Европейская Солидарность" – 13,2%,
  4. "Батькивщина" – 8,6%,
  5. "За майбутнє" – 7,4%,
  6. "Наш край" – 4,0%,
  7. "Радикальная партия" – 3,3%,
  8. "УДАР" – 2,7%,
  9. "Свобода" – 2,3%,
  10. "Партия Шария" – 1,9%,
  11. "Пропозиція" – 1,6%,
  12. "Голос" – 1,4%,
  13. "Сила и честь" – 1,2%,
  14. "Победа Пальчевского" – 0,9%,
  15. другие местные партии – 21,3%.

Как видно, "Слуга народа" потеряла 0,5% своей поддержки, "ОПЗЖ", "Европейская Солидарность" и "Батькивщина" прибавили.

Этот опрос провели 19 октября. На основе случайной выборки мобильных телефонов опросили 5 тысяч респондетов со всей Украины, кроме оккупированных территорий в возрасте от 18 лет. Погрешность выборки не превышает 1,4%.

Сделанная выборка не позволяет объективно сравнивать результаты соцопроса с проведенным ранее, т.к. контингент пользователей компьютеров и мобильных телефонов разный и по возрастным, и по социальным группам. К тому же надо учитывать, что источником получения информации для пользователей компьютеров в основном является интернет, а простой народ не отдает предпочтение официальным каналам информации и интернет является малодоступным по факту.

Обсуждению подвергаются кандидаты, лучше знакомые территориальным громадам по делам их или бездеятельности. Основными вопросами являются исполнит ли конкретный депутат давние обещания других депутатов. Это и дорожки во дворах, утепление жилья, решение транспортных проблем и т.д. О глобальных вопросах речь не идет, т.к. не того уровня выборы, чтобы решать глобально: войну на Донбассе не закончат – не их епархия, мир с Россией не заключат – и здесь не могут, а потому и просить не о чем кроме асфальтирования, замазывания щелей в домах, да ремонта подъездов.

Тем не менее местные выборы являются исключительно важным этапом политической борьбы как показатель доверия к той или иной политической силе. Местные выборы дают понимание «местных особенностей» в политическом раскладе на региональном уровне.

Так особое внимание отдается раскладу в Киеве, Харькове, Одессе, ряде западных регионов Украины населенных преимущественно «не украинским» этносом.

«Реформа» избирательного кодекса коснулась изменения территориальных округов, числа представленных депутатов по половому признаку и пр. малосущественным параметрам, играющим на руку существующей власти.

Согласно новому избирательному законодательству, вводится система открытых партийных списков и гендерная квота, сокращается количество депутатов и расширяются возможности их отзыва. Новый Избирательный кодекс вводит многомандатную мажоритарную систему в сельские, поселковые, городские и районные советы. Другие правила будут действовать для областных и городских советов с населением 90 тысяч и более избирателей — это новая для Украины система пропорционального представительства с открытыми списками кандидатов.

В ЦИК выделили четыре особенности выборов, которые состоятся 25 октября:

● выборы будут организовываться на новой территориальной основе;

● в год проведения очередных местных выборов пройдут первые местные выборы в теробщины (ОТГ), которые назначаются и проводятся вместе с очередными;

● выборы депутатов местных советов будут организовываться и проводиться по новым избирательным системам;

● местные выборы предполагают соблюдение гендерной квоты — среди каждых пяти кандидатов в списке должно быть не менее двух женщин (минимум 40% представителей одного пола). Без соблюдения квот могут отказать кандидатам всего списка.

Выборы состоятся в 1439 объединенных территориальных общинах (ОТГ) — избиратели будут выбирать мэров городов, голов поселков, сел и территориальных общин (ОТГ) и депутатов местных советов — сельских и поселковых, городских, районных и областных, районных в городах. В Киеве, кроме выборов городских головы и совета, состоятся выборы районных советов.

Выборы в городских, районных, сельских и поселковых советах в населенных пунктах, где проживают меньше 10 тысяч избирателей, будут проходить, как и раньше, по мажоритарной системе относительного большинства. В одном округе могут избираться от двух до четырех депутатов. Победит кандидат, который наберет самое большое количество голосов.

Так же по мажоритарной системе относительного большинства будут избираться сельские, поселковые, городские головы и сельские старосты населенных пунктов, насчитывающих меньше 10 тысяч избирателей.

Глав населенных пунктов, где есть больше чем 10 тысяч избирателей, будут выбирать по мажоритарной системе абсолютного большинства. То есть победу получает тот кандидат, который получит больше 50% голосов. Если по подсчетам бюллетеней кандидат не набрал 50% голосов + 1, назначается второй тур.

Выборы мэров также будут проходить по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства. Так, в населенных пунктах с числом жителей более 75 тыс., избранным городским головой будет считаться кандидат, набравший 50% голосов + 1 и больше. Если ни один претендент на кресло градоначальника не наберет половины и более половины голосов, то возможно проведение второго тура. В него пройдут два кандидата, получившие самую высокую поддержку избирателей в первом туре.

В населенных пунктах, где проживает более 10 тысяч избирателей, вводится система открытых списков. Согласно ей, будут избираться депутаты районных советов в городах, городских, сельских и поселковых советов с соответствующим количеством избирателей, а также в областные советы. Здесь не будет возможности самовыдвижения кандидатов. Выдвигать кандидата могут только политические партии. Проголосовать нужно будет одновременно и за партию, и за "своего" конкретного кандидата в ней. То есть сначала избиратель должен проголосовать за партию, а потом — за отдельного кандидата от этой партии, что повышает шансы этого кандидата "подвинуться" вверх в утвержденном партией списке. Однако кандидат сможет "улучшить" свое место в списке только тогда, когда наберет не менее 25% от так называемой избирательной квоты — количества голосов избирателей, необходимых для получения одного депутатского мандата в совете. Иначе список останется таким, каким его изначально предложила партия. То есть закрытым.

Самовыдвижение сохраняется только в городах и поселках с числом избирателей до 10 тысяч. Минимально необходимый проходной барьер для партий составляет 5%.

Таким образом происходит «закрепление» депутатов за лидирующим властным большинством и в местных советах, чтобы обеспечить влияние на президентских выборах в будущую кампанию.

 

Сергей Комраз, г. Харьков

Вернуться назад Версия для печати